Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

Содержание
  1. Малозначительность административного правонарушения
  2. Что такое малозначительность административного правонарушения
  3. Административная малозначительность в судебной практике
  4. Как оформляется малозначительность административного правонарушения
  5. Ходатайство о малозначительности
  6. Малозначительность правонарушения
  7. Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении
  8. и образец ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении
  9. Ходатайство о малозначительности правонарушения образец
  10. Примерная форма ходатайства об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
  11. Малозначительность административного правонарушения
  12. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Малозначительность административного правонарушения
  13. Формы документов: Малозначительность административного правонарушения
  14. Ходатайство о прекращении производства по делу
  15. Автоюрист Лезин Алексей Самара
  16. Ходатайство о малозначительности административного правонарушения
  17. Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении
  18. Освобождение от административной ответственности
  19. Основания освобождения от административной ответственности
  20. Ограничение административной ответственности
  21. Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности
  22. Незаконное освобождение от административной ответственности
  23. Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности
  24. Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса
  25. Случаи из судебной практики
  26. Что следует за установлением фактора малозначительности
  27. Распределение по критериям
  28. Штрафные санкции
  29. Ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности и иным основаниям

Малозначительность административного правонарушения

Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

Что такое малозначительность административного правонарушения, мы рассказываем во многих публикациях об административной ответственности. Все потому, что сам термин “малозначительность” Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) практически не раскрывает.

И основная тенденция развития применения этого института – это судебная практика. И именно судебная. Редко кому удается убедить органы государственной власти в необходимости прекращения административного производства по малозначительности нарушения. Поэтому в отдельной информации постараемся разместить если не все, то хотя бы многие нюансы.

А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое малозначительность административного правонарушения

Статья 2.9. Кодекса – единственная посвященная малозначительности. И то, что понимать под этим термином, не устанавливает. А говорит лишь о праве правоприменителя при установлении малозначительности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Раскрывает статья 2.9. КоАП и перечень лиц, которые принимают такое решение. В принципе, это все те лица, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении.

То есть не составить протокол об административном правонарушении, а рассмотреть материалы. Это и суд, и орган власти, и должностное лицо.

Поэтому лицо, которое привлекается к административной ответственности, вправе заявить ходатайство о малозначительности правонарушения.

Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 отвечает на вопрос, что такое малозначительность административного правонарушения.

Это такое действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава правонарушшения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом тут же Пленум ВС РФ говорит о том, что личность и имущественное положение нарушителя, добровольное возмещение вреда и т.п. обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности.

Президиум ВАС РФ (постановление от 02.06.2004 г. № 10) говорит о том, что только отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям свидетельствует о малозначительности. 

Не находит суд единства и в том, любое ли правонарушение может быть признано малозначительным. Ряд судей, ссылаясь на формальный состав и важность охраняемых отношений (к примеру, ст. 12.26 КоАП РФ), говорят о невозможности применять ее к этой статье.

Однако стоит отметить, что ст. 2.9. не исключает возможность применения ее к каким-то правонарушениям любой главы Кодекса. Поэтому нарушитель может настаивать, доказывать и обосновывать малозначительность всеми сведениями. 

На практике, суд, орган власти или должностное лицо, рассматривающие дело, оценивают малозначительность правонарушения исключительно по собственному внутреннему убеждению. И мотивы согласия/несогласия с малозначительностью разнятся.

Скачать образец:

  Ходатайство о малозначительности правонарушения

Административная малозначительность в судебной практике

При возбуждении дела об административном правонарушении лицо, которое привлекается к ответственности, должно понимать возможность ссылку на малозначительность. Но доказывать отсутствие угрозы и опасности нужно на стадии подготовки дела к рассмотрению или рассмотрении дела (порядок привлечения к административной ответственности). 

Органы власти, уполномоченные рассматривать дела как правоприменители, тоже участвуют в формировании практики по малозначительности. Во-первых, многие органы власти разработали Методические рекомендации, издали ведомственные письма.

В их тексте читатель сможет найти, какие действия могут свидетельствовать о малозначительности. Какие доказательства представить.

Активно в этой теме развивается практика Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, Прокуратуры, Федеральной службы судебных приставов и т.п.

Малозначительность – это не отсутствие вины. Или не противоправность действия. Такие обстоятельства исключают производство по делу. А принять решение об освобождении от ответственности по малозначительности – право.

Но не обязанность. Именно поэтому мы рекомендуем приводить все доводы, аргументы и доказательства в пользу отсутствия угрозы охраняемым отношениям. И даже касающиеся личности, возмещения вреда и материального ущерба и т.п.

Как оформляется малозначительность административного правонарушения

Как уже сказано выше, решение о малозначительности принимает орган власти на стадии рассмотрения дела. И при отнесении правонарушения к малозначительному, рассматривающий дело вынесет постановление о прекращении производства по делу. И об объявлении устного замечания.

Текст постановления должен содержать мотивы, по которым нарушение признано малозначительным. И приведены исследованные доказательства, материалы, дана их оценка. Возможно, в будущем судебная практика и законодатель придут к единому мнению, что такое малозначительность административного правонарушения и когда она применяется.

Источник: https://iskiplus.ru/maloznachitelnost-administrativnogo-pravonarusheniya/

Ходатайство о малозначительности

Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:

  1. При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
  2. Иные основания, которые определены законом.

Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).

Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:

  1. Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
  2. Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
  3. Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
  4. Истечение срока давности привлечения к ответственности.
  5. Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.

Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.

Малозначительность правонарушения

Рекомендации судам по порядку применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении организаций сформулированы в пунктах 18 и 18.1 постановления ВАС РФ «О некоторых…» от 02.06.2004 № 10. Пункт 18.

1 данного постановления обозначает, что отнесение деяния к малозначительным может использоваться только в исключительных случаях.

При применении такого основания суду необходимо мотивировать необходимость его использования в каждой конкретной ситуации.

Кроме того, в своем вердикте суд может ссылаться на отсутствие существенной угрозы интересам общества. То есть он должен определять не только соответствие деяния признакам того или иного состава правонарушения, то и степень угрозы обществу, которое оно влечет.

При этом отсутствие конкретных общественно опасных последствий деяния, их устранение виновным лицом, возмещение причиненного ущерба или имущественное положение лица не может служить основанием для квалификации деяния как малозначительного.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении

Заявление о прекращении дела об административном правонарушении, согласно статье 24.4 КоАП РФ, подается лицами, участвующими в деле, либо их представителем (подробно о субъектах административной ответственности рассказано в нашей отдельной статье). Документ должен быть направлен до вынесения решения по делу по существу.

С учетом коротких сроков рассмотрения административных дел рекомендуется подавать ходатайства либо непосредственно при рассмотрении дела судье (уполномоченному лицу), либо в канцелярию суда (приемную должностных лиц). Отправка по почте ходатайства также возможна, однако срок доставки письма может оказаться значительным, в результате чего дело уже будет рассмотрено при получении документа должностным лицом.

Наиболее эффективным способом подачи ходатайства является его непосредственная передача судье или уполномоченному лицу в момент рассмотрения дела. В этом случае всегда можно ответить на дополнительные вопросы, уточнить, что-либо скорректировать в документе и т. д.

При этом важно помнить, что заявление, согласно статье 24.4 КоАП РФ, в любом случае должно подаваться в письменном виде.

Статья 24.4 КоАП РФ определяет, что ходатайство о прекращении административного дела должно быть рассмотрено немедленно, однако на практике это не всегда возможно. Так, ходатайство, поданное утром в канцелярию суда, с учетом всех судебных формальностей будет рассмотрено в течение дня.

Сразу же после рассмотрения ходатайства по существу судья, как и иное должностное лицо, обязан вынести определение. В случае принятия положительного решения по поданному ходатайству дело подлежит прекращению. Если принято отрицательное решение, то в определении будет сказано, что заявление отклонено. При этом важно помнить, что любое принятое решение должно быть мотивированным.

и образец ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении

Каких-либо специальных требований к подготовке ходатайств нормы КоАП РФ не устанавливают. Не предусмотрены и какие-либо унифицированные формы для их написания. Следовательно, ходатайство должно быть составлено исходя из общепринятых правил юридической практики.

В частности, рекомендуется указать в документе следующие сведения:

  • наименование суда и инициалы судьи либо название органа, должность и инициалы иного должностного лица, которому адресуется документ;
  • наименование лица, обращающегося с ходатайством, адрес его места жительства, а также процессуальная роль в деле;
  • реквизиты административного дела или иные сведения, которые позволяют идентифицировать материалы по делу;
  • просьбу лица к суду, а также ее обоснование (важно помнить, что ходатайство должно быть обоснованным и убедительным, содержать ссылки на нормативные акты);
  • подпись лица, а также список документов-приложений, если они необходимы для подтверждения фактов, обозначенных в ходатайстве.

Для наглядности предлагаем вам пример ходатайства:

Мировому судье судебного участка № 2

Красногорска Петрову И. Н.

от директора ООО «ПолиграфСервис»

Красногорск, ул. Почтовая, д. 5

Ходатайство о прекращении административного дела

15 марта 2018 года в отношении меня начальником УЭБ и ПК УМВД РФ по Красногорску возбуждено административное производство по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 5.23 КоАП РФ (постановление от 15.03.2018 № 25/2018).

Указанное дело возбуждено по результатам проведения оперативных мероприятий в помещениях возглавляемой мною типографии ООО «ПолиграфСервис», в ходе которых сотрудниками полиции были обнаружены бланки избирательных бюллетеней для выборов депутатов Красногорского городского совета, состоявшихся 1 марта 2018 года, в количестве 122 штук.

Источник: https://minakovajulia.ru/hodatajstvo-o-maloznachitelnosti/

Ходатайство о малозначительности правонарушения образец

Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Жалоба на постановление об административном правонарушении

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении. См. комментарии в статье » Обжалование постановления об административном правонарушении «.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ , жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. О возможности восстановления пропущенного срока см. статью » Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении «.

В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ , жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).

При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.

В … районный суд г. …

Заявитель: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …

Представитель заявителя: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …

Заинтересованное лицо: … (наименование, ФИО должностного лица)
Адрес …, тел: …

Жалоба
на постановление об административном правонарушении

Постановлением … (указать должностное лицо, вынесшее постановление) N … от «__»______ ___ года заявитель привлечен к административной ответственности по ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за … (указать основания наложения административного взыскания, например, «за нарушение правил…», «за нарушение требований…» и т.д.) в виде штрафа, ареста и т.д.

Заявитель считает постановление N … от «__»________ ___ года незаконным по следующим основаниям: … (изложить обстоятельства и доказательства).

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3 , 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 254 — 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

отменить постановление от «___»_________ ___ года N … и прекратить производство по делу вследствие … (наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 КоАП РФ («малозначительность»), 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1) отсутствия события административного правонарушения; 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмены закона, установившего административную ответственность; 6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).

Отменить постановление от «__»________ ___ года N … и вернуть дело на новое рассмотрение в … (указать правомочный орган, должностное лицо) ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями _______ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Отменить постановление от «__»_______ ___ года N … и направить дело на рассмотрение по подведомственности в … (указать орган или должностное лицо, правомочные рассматривать дело) ввиду вынесения постановления неправомочным органом (должностным лицом).

1. Постановление об административном правонарушении N … от «__»________ ___ года; 2. Доказательства, подтверждающие незаконность постановления N …; 3. Копии жалобы и приложенных к ней документов заинтересованному лицу; 4. Доверенность представителя от «__»_____ ___ года N … (если жалоба подписывается представителем заявителя);

5. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

«___»_________ ___ года Подпись заявителя (представителя): _______________/ФИО/

См. другие образцы жалоб на постановления об административном правонарушении:

Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;

Жалоба по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);

Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения)

Примерная форма ходатайства об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ.

В [ наименование суда/органа/должностного лица,

принимающего решение
о привлечении к административной ответственности ]

Дело N [ значение ]

Ходатайство
об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения

[ Число, месяц, год ] [ наименование должности, Ф. И. О. лица, проводившего проверку ] на основании распоряжения от [ число, месяц, год ] N [ значение ] была проведена проверка в отношении [ наименование заявителя ] на предмет [ вписать нужное, например, соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности ]. [ Наименование должности ] выявил факты нарушения [ вписать нужное, например, требований норм и правил пожарной безопасности ], а именно [ указать какие именно нарушения были выявлены должностным лицом ]. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от [ число, месяц, год ] N [ значение ]. [ Указать обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения ].

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г.

N 5 разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Читайте так же:  Пенсия инвалидов 3 группы в россии

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств совершенное [ наименование заявителя ] правонарушение можно расценивать как малозначительное.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, прошу:

1. Освободить [ наименование заявителя ] от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

1. Документы, подтверждающие доводы заявителя.

2. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства.

[ число, месяц, год ] [ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма ходатайства об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения

Разработана: Компания «Гарант», февраль 2014 г.

Малозначительность административного правонарушения

Подборка наиболее важных документов по запросу Малозначительность административного правонарушения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Малозначительность административного правонарушения

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Малозначительность административного правонарушения

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ходатайство о прекращении производства по делу

Прекращено производство по делу в связи с его малозначительностью. Суд удовлетворил заявленное ходатайство.

о прекращении производства по делу

В производстве Вологодского городского суда рассматривается дело о привлечении ФИО к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

В силу ст. 2.9. КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.

21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Считаю, что административное правонарушение, совершенное ФИО, может быть признано малозначительным по нижеизложенным обстоятельствам:

  1. Незначительный временной промежуток нарушения установленного законодательством срока уведомления уполномоченного органа о снятии с миграционного учета иностранного гражданина
  2. Отсутствие вреда и последствий в результате совершенного правонарушения
  3. Отсутствие факта существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
  4. Отсутствие предыдущих фактов привлечения ФИО за данное административное правонарушение к ответственности (административное правонарушение совершено впервые)

При установлении малозначительности совершенного административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

В соответствии с п. 2 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ , постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 24.5., 29.9. КоАП РФ,

производство по делу о привлечении ФИО к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ прекратить, с объявлением ему устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Автоюрист Лезин Алексей Самара

В ______________ районный суд г. Самары

проживающего по адресу: г. Самара,

В вашем производстве находиться дело об административном правонарушении по части _______ статьи _______ КоАП в отношении _______________________.

Источник: https://ctr-dar.ru/hodatajstvo-o-maloznachitelnosti-pr.html

Ходатайство о малозначительности административного правонарушения

Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:

  1. При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
  2. Иные основания, которые определены законом.

Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).

Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:

  1. Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
  2. Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
  3. Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
  4. Истечение срока давности привлечения к ответственности.
  5. Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.

Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.

Требования и порядок подачи заявления о прекращении дела об административном правонарушении

Заявление о прекращении дела об административном правонарушении, согласно статье 24.4 КоАП РФ, подается лицами, участвующими в деле, либо их представителем (подробно о субъектах административной ответственности рассказано в нашей отдельной статье). Документ должен быть направлен до вынесения решения по делу по существу.

С учетом коротких сроков рассмотрения административных дел рекомендуется подавать ходатайства либо непосредственно при рассмотрении дела судье (уполномоченному лицу), либо в канцелярию суда (приемную должностных лиц). Отправка по почте ходатайства также возможна, однако срок доставки письма может оказаться значительным, в результате чего дело уже будет рассмотрено при получении документа должностным лицом.

Наиболее эффективным способом подачи ходатайства является его непосредственная передача судье или уполномоченному лицу в момент рассмотрения дела. В этом случае всегда можно ответить на дополнительные вопросы, уточнить, что-либо скорректировать в документе и т. д.

При этом важно помнить, что заявление, согласно статье 24.4 КоАП РФ, в любом случае должно подаваться в письменном виде.

Статья 24.4 КоАП РФ определяет, что ходатайство о прекращении административного дела должно быть рассмотрено немедленно, однако на практике это не всегда возможно. Так, ходатайство, поданное утром в канцелярию суда, с учетом всех судебных формальностей будет рассмотрено в течение дня.

Сразу же после рассмотрения ходатайства по существу судья, как и иное должностное лицо, обязан вынести определение. В случае принятия положительного решения по поданному ходатайству дело подлежит прекращению. Если принято отрицательное решение, то в определении будет сказано, что заявление отклонено. При этом важно помнить, что любое принятое решение должно быть мотивированным.

Освобождение от административной ответственности

Ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью

   Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

   Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение.

Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении.

Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

   Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

   Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

   Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с  помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

   Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

   Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

   В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

   При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

   Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

   Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

   Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

   Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

   Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния.

Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

НА ЗАМЕТКУ: читайте подробнее, как составить заявление о привлечении к административной ответственности правильно по ссылке

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

   Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

   По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

   Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

   Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

   Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

   Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

   Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Случаи из судебной практики

Непосредственно право окончательного решения предоставляется арбитрам (статья 2.9 КоАП РФ).

Из множества рассмотренных в арбитражных судах дел соответствующей квалификации, в итоге выносились вердикты, в результате которых провинившиеся освобождались от административных наказаний и ограничивались замечаниями устного характера. Это означало, что суды призвали малозначительными содеянные правонарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=ffh-jYAui9c

Пример № 1. Мировым судьёй 120-го судебного участка Люберецкого района в сентябре 2015 года было вынесено постановление, в котором суд признавал малозначительным правонарушение, совершённое одной из управляющих компаний в системе ЖКХ. В частности, компания обвинялась в нарушении законодательно установленных лицензионных требований.

В вину вменялся факт, что на момент прохождения проверки состояния подъездов было выявлено отсутствие дверных стекол, частичное разрушение напольного покрытия, отсутствие герметизации осветительных приборов, расположенных на площадках этажей.

Также проверяющая комиссия учла частично загрязнённый фасад жилого сооружения, имея в виду нанесённые графические изображения и загрязнённые подъезды.

Управляющая компания своевременно устранила все замечания, выполнив восстановительные ремонтные работы в полном объёме, в сжатые сроки, опередив установленное судебным предписанием время их окончания. В качестве доказательств суд получил официально подтверждённые акты выполненных работ и фотографии с зафиксированными моментами проведения работ.

При разбирательстве дела в выявленных нарушениях суд не обнаружил предрасположенность к значительным негативным последствиям и минимизировал размер ущерба, причинённого в процессе нарушения охраняемых общественных правоотношений. Мировой судья вынес решение, в котором действия генерального директора управляющей компании как ответственного лица признавались малозначительными. В итоге, наказанием послужило устное замечание.

Пример № 2. Арбитражным судом было квалифицировано как малозначимое дело, когда управляющей организации вменялось в вину совершение административного правонарушения. Обвиняемая сторона нарушила установленные правила благоустройства.

Поводом к обвинению послужили графические изображения на фасадах жилых домов.

Со своей стороны, не обнаружив в ходе разбирательств угроз для общественной жизни и определив отсутствие серьёзных последствий в данном действии, суд отнёс дело к категории
малозначительных.

Важно! Кассационный суд не может признавать правонарушением малозначительным, это прерогатива исключительно административных органов, судов первой инстанции и апелляционных судов.

Заседание суда

Что следует за установлением фактора малозначительности

Правонарушение при любой констатации фактора тяжести вины влечёт ответные действия со стороны закона. Незначительность совершённых действий, установленная в суде при разбирательстве дела, предполагает со стороны судебных органов, должностных лиц, уполномоченных выносить окончательные решения, назначение меры ответственности для сторон, которым вменяется в вину
совершённое действие.

По ст. 2.9 Кодекса РФ, где содержится перечень статей, законодательно определяющих для ответчиков виды наказаний за административные правонарушения, оговариваются и последствия действий, характеризуемые как малозначительные.

В случае классифицирования фактора нарушения как такового выносящие вердикты имеют право освободить от административной ответственности физическое или юридическое лицо, являющееся обвиняемой стороной.

Окончательным результатом, как правило, становится вынесение устного замечания и прекращение делопроизводства за отсутствием состава вины.

Важно! В отличии от компаний, избежавших административную ответственность, в том числе по установлению малозначительности действий, должностные лица не освобождаются от такой ответственности. При проверках качества соблюдения компаниями законодательства к руководителям со стороны ревизоров будет особое внимание.

Распределение по критериям

Малозначительность действия входит в первый из двух критериев, на которые делятся административные правонарушения. Таковыми являются объективные и субъективные критерии. Первый из них охватывает совершённые проступки, когда в итоге обошлось без имущественного ущерба, морального вреда. Либо ущерб был незначительным.

Для субъективных критериев подтверждаются позитивные психоэмоциональные реакции лиц, совершивших соответствующие проступки. Как пример можно привести действия правонарушителя, который впоследствии не оспаривал факт правонарушения и был готов компенсировать нанесённый им вред.

Штрафные санкции

Малозначительность административного правонарушения, как показывает судебная практика, в ходе разбирательства не влечёт назначение денежных штрафов.

Лишь при определении судебными органами неизбежности серьёзных последствий или возможности их возникновения, виновным назначаются штрафные санкции.

Для должностных лиц они составляют от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических — от 100 до 200 тысяч.

Обратите внимание! Обвиняемый имеет право подать ходатайство о признании его правонарушения малозначительным.

Образец ходатайства о признании административного правонарушения малозначительным

Ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности и иным основаниям

Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:

  1. При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
  2. Иные основания, которые определены законом.

Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).

Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:

  1. Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
  2. Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
  3. Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
  4. Истечение срока давности привлечения к ответственности.
  5. Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.

Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.

Адепт в юриспруденции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: