Как предъявить заказчику удорожание стоимости материалов

Содержание
  1. Сметная стоимость строительства: судебная практика
  2. Споры, связанные с необоснованным завышением сметной стоимости строительства
  3. Спорные ситуации, связанные с тем, что в ходе работ необходимо проводить перерасчеты 
  4. Споры, связанные с необоснованным занижением сметной стоимости строительства 
  5. Транспортные расходы в смете – это надбавка к стоимости материалов и оборудования на их доставку до стройки
  6. Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете
  7. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации
  8. Стоимость перевозки грузов в смете
  9. Заготовительно-складские и транспортные расходы в сметах
  10. Таблица №1. Размеры заготовительно-складских и транспортных расходов в сметной документации
  11. Удорожание материалов в строительстве
  12. удорожание стоимости материалов по уже подписанным Актам
  13. Вправе ли Генподрядчик предъявить удорожание стоимости материалов по уже подписанным Актам и зафиксированным в них объемам и стоимости материалов?
  14. 7. Увеличение цены при удорожании материалов
  15. Экспертиза удорожания стоимости строительства
  16. Какие факторы удорожания стоимости строительства являются объективными?
  17. Порядок проведения анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства
  18. Правовое обеспечение анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства
  19. Вопросы, которые могут быть поставлены перед специалистом по анализу факторов фактического удорожания стоимости строительства:

Сметная стоимость строительства: судебная практика

Как предъявить заказчику удорожание стоимости материалов
Арбитражная практика

Причинами некорректной сметной оценки стоимости строительства (строительно-монтажных работ, ремонтных работ, сопутствующих работ) чаще всего являются ненадлежащие результаты работы при составлении локально-сметных расчетов.

В свою очередь, некорректные результаты являются следствием целого ряда причин. Это и неактуальные проектные решения, неверное или необоснованное применение расценок и нормативов, а также технические ошибки. 

Отдельным направлением необходимо выделить некорректно определенную и зафиксированную стоимость строительства, когда ее основой является неверно определенная и зафиксированная стоимость объекта капитального строительства. 

В любом случае, неверно определенная и зафиксированная оценка стоимости строительства является причиной для возникновения спорных ситуаций, которые также необходимо разделить по направлениям: 

  • споры, связанные с необоснованным завышением сметной стоимости строительства; 
  • споры, связанные с необоснованным занижением сметной стоимости строительства. 

Споры, связанные с необоснованным завышением сметной стоимости строительства

Фактическая стоимость работ априори ниже установленной в контракте. Подрядчика обязывают вернуть (зачастую в бюджет) часть полученных средств, по исполненным уже договорам подряда, ввиду того, что их цена превышает фактическую стоимость выполненных работ.

При этом, работы уже выполнены, но, контролирующие органы установили перерасход бюджетных средств, ввиду того, что фактическая стоимость выполненных работ существенно ниже той, которая установлена в контракте.

Подрядчику направляется предписание об обязательном возврате денежных средств в сумме равной разнице между начальной (по контракту) стоимостью выполненных работ и фактической (установленной позднее) стоимостью выполненных работ. 

Разумеется, если подрядчик не согласен с такими выводами и предписанием, необходимо инициализация судебного разбирательства.

Предметом доказывания является конгруэнтность стоимости работ, фактической и установленной в контракте.

При этом, если все же разница есть, то целесообразно ее компенсировать дополнительными работами, которые могли быть выполнены по контракту, приведя соответствующие доказательства. 

Анализ судебной практики показывает, что если зафиксирована разница между оплаченной стоимостью работ (завышенной) и их фактической стоимостью, то подрядчика обяжут эту разницу вернуть.

Поэтому существенное значение приобретает подготовка к тому, чтобы эту разницу уменьшить стоимостью работ, которые не были предусмотрены контрактом, но были выполнены.

То есть на стадии выполнения работ, ведь именно тогда становится очевидно, что их стоимость завышена, требуется особое внимание уделять согласованию допработ, пусть даже и без перспектив их оплаты. 

Также в ряде случаев целесообразно проводить экспертизу стоимости работ, разумеется, если есть уверенность, что их фактическая стоимость превышает ту, что зафиксирована в актах выполненных работ, или ее полная стоимость позволяет перекрыть разницу, которую обязывают вернуть, в рамках зафиксированного «превышения сметной стоимости». 

Спорные ситуации, связанные с тем, что в ходе работ необходимо проводить перерасчеты 

Ввиду того, что в начальных локальных сметных расчетах содержатся неточности, применены неверные коэффициенты или расценки, стоимость работ по контракту классифицируется как необоснованно завышенной. 

Самая распространенная ситуация, к примеру, когда в локальных сметных расценках использованы некорректные расценки, также весьма часто встречаются превышения допустимых лимитов на накладные расходы, используются неверные региональные или т.н. «зимние» коэффициенты. При этом такие ошибки допускают или заказчик отдельно, или стороны совместно. Потом, при перерасчете, выясняется, что стоимость работ завышена, разницу подрядчик должен вернуть заказчику. 

Действия подрядчика при его несогласии и неготовности возвращать полученные за работу денежные средства аналогичны тем, что приведены выше. Важно грамотно обосновать то, что несмотря на стоимостные разногласия, достигнута главная цель контракта, надлежащее состояние объекта, что по сути является целью работ. 

Как правило, в судебных спорах по данным направлениям подрядчики являются ответчиками. В рамках достижения своих целей в суд необходимо предоставлять не только доказательства выполненных работ, с надлежащим разъяснением того, что основная цель достигнута.

Обязательными к предоставлению является результаты экспертной оценки стоимости выполненных работ, то есть той суммы, которая отражает фактическую стоимость выполненных работ, включающая также в себя стоимость работ, которые контрактом не были предусмотрены.

Именно разница между этой суммой и размером полученной оплаты является суммой, необходимой к возврату.

Очевидно, что если результаты экспертной оценки стоимости выполненных работ включают в себя выполненные работы, которые контрактом не были предусмотрены, то эта разница существенно уменьшится, в некоторых случаях даже полностью нивелируется. 

Споры, связанные с необоснованным занижением сметной стоимости строительства 

Объем работ по контракту превышает цену контракта, явно или неявно, что невозможно было установить до подписания контракта. 

Идентификаторов много, это и «обрезанные» группы расценок, или отказ, необоснованный от включения в сметы целых блоков необходимых работ, к примеру, подготовительных. Результат един, подрядчик должен выполнить объем работ больше, иногда намного больше, чем это предусмотрено контрактом. 

Стоимость материалов, используемых в ходе работ по контракту превышает цену контракта, явно или неявно. 

Аналогично предыдущему пункту, особенность может состоять в том, что использована информация о материалах, которые уже сняты с производства и их стоимость априори неактуальна. 

Сознательное занижение сметной стоимости работ для «попадания в лимиты финансирования». 

Является компиляцией двух предыдущих пунктов. 

Неверная оценка состояния объекта (участка) и работ по его ремонту (строительству). 

Изначально неверная оценка объема и содержания работ на объекте. С даты проведения изысканий, фиксирующих состояние объекта до даты выполнения работ, состояние объекта могло значительно ухудшиться, соответственно, объем работ, первоначальных, является явно недостаточным. 

В данном случае требуется руководствоваться принципом необходимости достижения конечного результата, разумеется с тем, чтобы компенсировать подрядчику его расходы на проведение работ, не предусмотренных контрактом. 

Как правило, данные ситуации (факты) возникают (обнаруживаются) еще в ходе работ по контракту. Подрядчику требуется грамотно и своевременно согласовывать выполнение дополнительных работ, не предусмотренных первоначальной технической или сметной документацией. 

Основной объем спорных ситуаций зафиксирован как раз тогда, когда согласование дополнительных работ или не проводилось, или было проведено с нарушениями правил и порядка, установленного для таких процедур. И заказчики в таких случаях считают себя вправе отказывать в оплате таких работ. 

Разумеется, что своевременно и грамотно проведенная процедура экспертной оценки стоимости выполненных работ, в том числе и дополнительных, существенно усиливает позиции подрядчика в суде. 

Важно понимать, что если стороны согласовали проведение допработ, меняя их объем, это допустимо, но если вместе с объемом меняется и характер работ, то необходимо привлечение проектной организации, для корректировки проектных решений.

Если же подрядчик «пропустил» данный шаг, то в случае отказа отплачивать допработы, при обращении в суд, отсутствие согласованных проектных решений (откорректированных) может является основанием не только для отказа заказчика отплачивать допработы, но и для отказа в приемки и оплате основного комплекса работ, как работ, выполненных с отступлением от проектных решений, утвержденных обеими сторонами. 

Вера Никулина, юрист компании «U-Nika», г. Пермь

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/isiikks/smetnaia-stoimost-stroitelstva-sudebnaia-praktika-5a794e78a936f4ad9732aa42

Транспортные расходы в смете – это надбавка к стоимости материалов и оборудования на их доставку до стройки

Как предъявить заказчику удорожание стоимости материалов

Транспортные расходы – это сумма затрат по доставке строительных ресурсов на место выполнения строительно-монтажных работ. Расчет транспортных расходов имеет свою методологию и регламентирован сметными нормативами.

Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.

Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).

Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.

Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:

  • – стоимости тары, упаковки и реквизита;
  • – стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
  • – стоимости перевозки грузов.

При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных.

В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.

Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п.

Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.).

Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.

Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете

Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.

Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости.

А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно.

Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58.

все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:

  • – крупное технологическое оборудование – от 0,1% – до 0,5%;
  • – станочного оборудования – до 1%;
  • – электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации

Погрузочно-разгрузочные работы – это работы, связанные с погрузкой в транспорт и выгрузкой из транспорта материалов, изделий, конструкций, которые осуществляются при доставке этих ресурсов на строительный объект.

Погрузочно-разгрузочные работы могут производиться разными методами:

  • 1) Вручную;
  • 2) С применением подручных средств – лебедки, такелажные приспособления, домкраты, тали;
  • 3) С применением крупной техники – краны, погрузчики, экскаваторы, транспортеры и пр.

Стоимость этих работ, если она не учтена в цене товара, можно применять по сборникам сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы (ФССЦпг) с учетом категорий материалов, изделий, конструкций, оборудования и в зависимости от способа погрузки и разгрузки. Стоимость работ по этим сборникам рассчитывается в тоннах. В указанных сборниках присутствует очень большой перечень таких работ.

При отсутствии каких-либо работ в этих сборниках, а также по согласованию с заказчиком строительства можно применить фактическую стоимость механизмов и машин с учетом затраченного времени на работы.

Фактическая стоимость определяется на основании составления отдельной калькуляции на данные работы по действующим ценникам организаций и прайс-листам.

В отличии от размера транспортных расходов на материалы в смете погрузочно-разгрузочные работы не имеют фиксированного процента по отношению к стоимости строительных материалов и оборудованию.

Стоимость перевозки грузов в смете

При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.

Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.

Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2019 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.

В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.

Заготовительно-складские и транспортные расходы в сметах

Чаще всего при расчетах сметной документации мы применяем термин транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это понятие кроме указанных выше расходов можно подразделить на более мелкие, но важные затраты, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов). Однако данный термин больше применим для бухгалтерского учета чем для сметного дела, но часто в нем рассматривается именно в таком виде.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

  • – расходы по погрузке, транспортировке и разгрузке, при условии, что они не учтены в цене товара;
  • – расходы по заготовке, хранению материалов, содержанию складов, заработной плате работников, связанных с заготовкой, хранением, отгрузкой;
  • – расходы по оплате услуг посреднических организаций;
  • – расходы по оплате за хранение материалов на складах поставщиков, железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • – расходы по уплате процентов за кредиты, связанные с приобретением товаров;
  • – и другие расходы.

Размеры транспортных расходов на материалы и оборудование в смете, заготовительно-складских, а также упаковки, тары и реквизита можно в качестве единой справки свести в следующую таблицу:

Таблица №1. Размеры заготовительно-складских и транспортных расходов в сметной документации

№ Статья затрат Способ определения сметных цен и размер транспортных расходов.
1 Транспортные расходы 1. Сборники сметных цен (ФССЦпг, стройцена). 2. Составление калькуляции стоимости транспортных расходов по фактическим расходам. 3. Расчет по Приказу Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года.4. При отсутствии нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3 – 6% от отпускной цены.
2 Заготовительно- складские расходы 1. Для бюджетного строительства – 1,2% от стоимости материалов и оборудования.
3 Расходы на упаковку, тару, реквизит 1. Если стоимость не включена в цену и при отсутствии детальной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования: – крупное технологическое оборудование – от 0,1% – до 0,5%; – станочного оборудования – до 1%;- электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.

Источник: https://smetchik.com/info/articles/limitiruemye-zatraty/transportnye-raskhody-v-smete/

Удорожание материалов в строительстве

Как предъявить заказчику удорожание стоимости материалов
Бесплатная юридическая консультация:

удорожание стоимости материалов по уже подписанным Актам

Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста на такой вопрос: В рамках заключенного договора строительного подряда стороны договорились о следующем: «В случае если впоследствии средняя рыночная стоимость основных строительных материалов, необходимых для выполнения работ, в частности бетон, цемент, арматура, кирпич и т.п., существовавшая на 27.12.2005 г.

, изменится более чем на 10%, Цена работ уточняется.

Цены работ изменятся на реальную разницу цен на указанные материалы».

В то же время в Договоре есть положения о том, что «Заказчик ежемесячно оплачивает фактически выполненные Подрядные работы по счетам Генподрядчика, выставляемым на основании Актов о приемке выполненных работ и Справок о стоимости выполненных работ за соответственный период по формам КС-2 и КС-3».

Вправе ли Генподрядчик предъявить удорожание стоимости материалов по уже подписанным Актам и зафиксированным в них объемам и стоимости материалов?

Имеется забавное Информационное письмо Президиума ВАС РФ, обобщающее судебную практику по спорам, вытекающим из договоров строительного подряда.

В частности, там говорится о том, что факт подписания актов и справок КС-2 и КС-3 не лишает стороны права оспаривать объём и стоимость реально выполненных СМР. И там таких любопытных моментов море.

Письмо весьма обширное и интересное. Сами найдёте и почитаете, или Вам прислать ссылочку? )))

Алексей, спасибо за ответ.

Но в том то и дело, что, начитавшись этого информационного письма, я решила перепроверить его применение через коллег. Ничего утешительного. ((

Спасибо за информацию и поддержку.

Стало быть, то, что в сложившейся судебной практике неутешительно для Вас, весьма отрадно для Ваших оппонентов ))) Как видите, в природе всегда равновесие (если хде-та убыло, то у каво-та прибыло ))))

Бесплатная юридическая консультация:

С философскими мыслями могу согласиться)). Вам, адвокатам, все равно какого клиента защищать.)) А вот касаемо судебной практики (конечно, в нашем контексте) еще поспорить можно. КС-2 и КС-3 еще никто не отменял, а документики эти для того и существуют чтобы фиксировать объемы и цены. А если они заполняются с нарушениями, то это проблемы Генподрядчика.

Как адвокату, даю Вам интересную мысль (сегодня ночью снизошло): с точки зрения налогового законодательства реализация (т.е. те объемы в КСах) должны отражаться в том налоговом периоде, в котором она произошла. Т.е.

с точки зрения Генподрядчика при пересчете реализации (а именно — удорожание стоимости материалов) нужно в ИФНС постоянно подавать уточненные декларации за соответствующий налоговый период. Замучаются бегать и пересчитывать.

Особенно если это ШТРАБАГ, у которого объекты по всей Москве.)))

Катя, я ща помру со смеху. вы полагаете, эта мысль оригинальна? Мне эту мысль уже два раза главбухи клиентов продвигали как свое откровение, которое на них вдруг снизошло. Для гражданского спора это не имеет значение.

Ну есть желание — напишите на своего оппонента кляузу в ИФНС. А имеет значение то, что Президиум ВАС установил: стороны вправе оспаривать объем и стоимость работ и материалов даже при подписанных КС-ках.

Для этого главное — обосновать перед судьями необходимость стоительно-технической экспертизы.

Кстати, есть еще интересная практика.

Если строители нанятые по договору строительного подряда, а по инвестконтракту, составленному по своему содержанию как разновидность агентского договора, то «инвестора» (принципала), который финансирует строительство, ничуть не волнует удорожание материалов и энергоресурсов, которые легли на плечи строителя («заказчика», т.е. агента).

Как говорится, проблемы негра шерифа не скребут. Мне судья Комарова в 1-й инстанции (АСМ) отказала на этом основании, а апелляция (9ААС) — оставила в силе. В кассацию клиент идти отказался, а жаль, мне было бы интересно поспорить до конца, установить какую-то практику ФАСМО. Я бы и на «вышку» полез из любопытства.

И перестаньте обзываться на нас «адвокатами»! (ненавижу это слово )))).

Бесплатная юридическая консультация:

Для любого человека, что либо сошедшее на него сверху (я имею в виду мысль) — есть откровение)) Пусть главбухи и додумались, а юристы — нет!

Агентские договоры в строительстве с учетом наших отношений, меня мало волнуют. Гораздо больше меня волнует вопрос удорожания в связи с изменением технической документации, в том числе и выполнение доп. работ (свыше 10%, предусмотренных ГК)

А по-поводу хождений по инстанциям, меня всегда интересовал вопрос: «Это спортивный интерес или сутяжничество?» ))

Екатерина, вас волнует данная конкретная ситуация. А я вам предлагаю взглянуть шире и извлечь из нее уроки на будущее.

Во-вторых, я не понимаю, что плохого в том, что у судебного юриста есть профессиональный интерес приложить свою чумазую ручонку к развитию судебной практики по конкретной категории споров в том или ином направлении?

Бесплатная юридическая консультация:

Спасибо за информацию, но «глядеть шире» просто нет времени и необходимости. Т.к. судебный юрист нарабатывает свою практику своими методами и узкопрофильно, а юристу, работающему в крупной организации желательно знать ВСЕ! Поэтому, время от времени приходится обращаться к узкопрофильным спецам. У каждого свой хлеб))

«Эксперт — это человек, который знает всё больше и больше о всё меньшем и меньшем, пока не будет знать абсолютно всё абсолютно ни о чём»

Вот думаю, обидеться или нет?)) Но это «вечная» тема между стационарными юристами и бегунками)). Проблема в другом, как объяснить руководству, что ВСЕ знать невозможно. Что юрист гражданско-правовой специализации это и защита прав потребителей и корпоратив и и и . А руководству ВСЕ-РАВНО. Если ты юрист, то должен знать ВСЕ. Так что это не мои поползновения на вселенский разум))

Терпеть не могу, когда у юриста — начальник-коммерсант. Не будучи компетентным в юридических вопросах, он тем не менее постоянно даёт юристу ЦУ. Бросайте на. всё это «начальство» и уходите на фрилэнсинг и аутсорсинг! )))) Равноправные отношения «юрист-клиент» — это гораздо лучше отношений «юрист — начальник».

Источник: http://www.lawyer-war.ru/case_12.php

Бесплатная юридическая консультация:

7. Увеличение цены при удорожании материалов

Удорожание материалов, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, является основанием для увеличения установленной в договоре цены работ, однако для этого подрядчик обязан предъявить заказчику соответствующее требование. Пункт 6 ст. 709 ГК РФ не определяет, в какой момент должно быть предъявлено такое требование — при выполнении работ, при сдаче их заказчику либо в любое время на усмотрение подрядчика.

7.1. Вывод из судебной практики: Подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены при существенном удорожании материалов только до подписания акта приема-передачи.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.05.2006 N Ф/2006(22448-А45-39) по делу N А/05-5/292

Источник: http://efridman.ru/udorozhanie-materialov-v-stroitelstve/

Экспертиза удорожания стоимости строительства

Как предъявить заказчику удорожание стоимости материалов

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства проводится в случаях, когда стоимость строительных работ и материалов, оговоренная на момент заключения договора, становится несоответствующей изменившимся рыночным условиям. На изменение стоимости строительства могут влиять совершенно разные причины.

С одной стороны, стоимость возведения объекта может измениться вследствие неквалифицированного управления ходом строительства, недобросовестного завышения сметочных расценок, потери большого количества строительных материалов из-за неправильного хранения и так далее.

Все эти причины лежат в зоне компетентности застройщика, и он несет ответственность за удорожание проекта. С другой стороны, на цену строительства могут повлиять объективные факторы, не зависящие от подрядчика, – например, инфляция, рост зарплат в сфере строительства, форс-мажорные обстоятельства и многое другое.

В случае возникновения объективных факторов, вызвавших изменение стоимости выполнения работ, за подрядчиком законодательно закреплено право требования коррекции жестко закрепленной договором цены на свои услуги.

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства может быть инициирован заказчиком строительства, если он полагает, что финансовые показатели в смете завышены необоснованно. Также к исследованию причин удорожания строительства может прибегнуть исполнитель, который претендует на изменение договорной цены, чтобы не потерять прибыль, на которую он рассчитывал.

Какие факторы удорожания стоимости строительства являются объективными?

Объективные факторы изменения стоимости строительства связаны с изменением экономической или финансовой ситуации в целом, с развитием научно-технического прогресса, с природными условиями. Вот приблизительный перечень факторов изменения стоимости строительства, не зависящих от деятельности исполнителей работ:

  • Резкая инфляция в стране, где производится строительство.
  • Значительное изменение курсов национальных валют.
  • Неожиданное и несвоевременное изменение климатических условий (аномальные для текущего времени года морозы, аномальная жара, количество выпавших осадков, в разы превышающее климатическую норму, и т.п.).
  • Появление инновационных технологий в строительстве или производстве материалов и оборудования.
  • Изменение стоимости добычи сырья, используемого в производстве строительных материалов.
  • Изменение законодательства в области строительства, которое может остановить процесс возведения объекта на время оформления дополнительной документации и/или приведения процедуры строительства в соответствие с новыми нормативными требованиями.
  • Изменение налоговой системы. Например, изменение порядка налоговых выплат или размера налоговых отчислений.
  • Забастовки работников грузового транспорта, строительства или иных областей, увеличивающие продолжительность строительства.
  • Природные катаклизмы: пожары, цунами, ураганы, смерчи, землетрясения и др.
  • Внезапно возникшая необходимость по осушению территории застройки, подведения дополнительных инженерных коммуникаций, проведения принудительной ирригации и т.д.
  • Резкое изменение стоимости услуг третьих лиц, используемых в процессе строительства.

Порядок проведения анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства

Анализ изменения стоимости строительства проводится опытными экспертами в области строительства, управления, экономики, монтажных работ. Для проведения экспертизы предоставляются проектные документы, все имеющиеся в проекте сметы, отчеты о проделанных работах и потраченных средствах.

Отчеты о выполненных подрядчиком работах обязательно должны содержать фактические сроки проведения работ, закупки оборудования и материалов, сроки поставки оборудования и материалов. Подрядчик также обязан предоставить подробный отчет о причинах, вызвавших удорожание строительства.

Также предоставляется полный пакет сопроводительной документации, подтверждающей отчеты подрядчика. В пакете документов должны быть счета, договоры на оказание услуг третьими лицами с указанием цены услуг. Эксперт (или группа экспертов) проводит тщательный анализ предоставленной документации.

Особенное внимание уделяется бумагам, предоставленным подрядчиком, вследствие того что именно в них, как правило, кроются причины увеличения стоимости возведения здания.

Проектная документация тоже заслуживает внимания экспертов, так как ошибки оценки стоимости строительства могли быть допущены на этапе планирования строительства и составлении смет.

Сметы и отчеты подрядчика анализируются на предмет правильности составления и соответствия реальным ценам на рынке. Экспертами тщательно изучаются причины удорожания строительства, указанные заказчиком. Каждая из причин проверяется отдельно.

Указанные цены сравниваются со среднерыночными. Также проверяется соответствие указанных исполнителем цен информации, предоставляемой поставщиками материалов, оборудования или услуг.

При значительном отличии цены на товары или услуги третьих лиц от среднерыночных (в большую сторону), подрядчику может быть вменено в вину нецелесообразное расходование средств заказчика.

С целью обнаружения неправомерного завышения цен в смете и отчетах исполнителя работ могут быть изучены финансовые документы – счета, квитанции об оплате, переводе средств и пр. При такой проверке часто выявляется нецелевое использование средств.

При указании подрядчиком климатических и погодных факторов в качестве причины удорожания строительства эксперты обязательно проверяют эту информацию. Влияние природных факторов может быть установлено следующими методами:

  • Анализ архивных данных ближайшей к объекту метеорологической станции.
  • Изучение предоставленных подрядчиком фотоснимков и видеозаписей, фиксирующих непосредственно природные явления или свежие последствия этих явлений.
  • Исследование строительного объекта с целью обнаружения свидетельств воздействия природных факторов.
  • Лабораторные исследования для подтверждения информации, предоставленной исполнителем работ.

Экспертами по анализу факторов фактического удорожания стоимости строительства также тщательно изучаются все произошедшие за время строительства изменения в законодательстве, регламентирующем строительство, торговлю строительными материалами и оборудованием, сферу налогообложения.

Это особенно важно для исследования строительства крупных и сложных объектов, долгостроев, объектов, подвергавшихся консервации. Все произошедшие изменения в законодательстве наносятся на временную шкалу вместе с основными тратами подрядчика. Далее эксперт устанавливает соответствие изменения объема расходов  законодательным изменениям.

Если объемы трат увеличивались пропорционально внесенным изменениям, то увеличение стоимости по этим тратам будет признано независимым от воли и компетенции подрядчика.

По поводу всех незапланированных сметой трат, предпринятых исполнителем, проводится анализ с целью установления следующих параметров:

  • Необходимость расходования дополнительных средств (можно ли было обойтись без этих трат).
  • Возможно ли было предусмотреть эти расходы при составлении сметы? Часто недобросовестные подрядчики намеренно не указывают в смете часть необходимых при строительстве данного объекта работ. Это делается с целью привлечь заказчика более низкой стоимостью строительства. Уличить подрядчика в намеренном утаивании части расходов можно, изучив другие его проекты. В том случае, если подрядчик возводил аналогичные и выполнял там неучтенные им работы, его можно обвинить в недобросовестном составлении сметы и намеренном сокрытии части расходов, в которых непременно возникнет необходимость.
  • Своевременное согласование с заказчиком увеличения объема расходов.

Если подрядчик ссылается на забастовки, вызвавшие удорожание стоимости, то изучаются доказательства того, что забастовки на самом деле имели место быть. А также доказательства того, что они действительно оказали влияние на строительный процесс.

Подрядчик в данном случае максимально заинтересован в предоставлении любой документации или иных доказательств прошедших забастовок и связанных с ними расходов. При проведении любых дополнительных работ (осушение территории, устранение осыпания грунта и пр.

) устанавливается необходимость их проведения, целесообразность процедуры расходования средств и возможность того, что подобные ситуации могли быть предусмотрены на этапе составления сметы.

При анализе факторов фактического удорожания стоимости строительства обязательно проверяются деятельность подрядчика в целом и его деловая репутация. Для этого исследуется, подвергалась ли его деятельность ранее подобным экспертизам и каков был их результат. Это необходимо для составления определенного мнения об образе деятельности организации-подрядчика.

Мнения экспертами не высказываются, но обнаруженные ими факты будут зафиксированы в экспертном заключении. Последним этапом анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства является подготовка экспертного заключения. В него входят копии всех исследованных экспертами документов, фотоснимки, видеозаписи, выводы экспертов и пояснительные записки.

Экспертное заключение содержит описание факторов, повлиявших на удорожание строительства с указанием того, носят ли они объективный характер или вызваны непрофессиональным исполнением подрядчика своих обязанностей. Экспертное заключение подписывается проводившим его экспертом или группой экспертов.

Заключение имеет доказательный характер и может быть предоставлено в суде или при заключении нового варианта договора на строительство.

Правовое обеспечение анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства

Статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации описывает процедуру определения стоимости работы. Цена работы формируется в соответствии с предоставленной исполнителем сметой. Цена работы, указанная в договоре, может быть приблизительной или твердой.

Твердая цена на подлежит изменению в процессе выполнения работ. Если характеристика цены в договоре не подчеркнута особо, то указанная стоимость считается твердой.

Подрядчик не может требовать увеличения твердой цены, даже если на момент заключения договора не представлялось возможным учесть стоимость всех необходимых для возведения работ или их количество.

Тем не менее, согласно пункту 6 данной статьи, подрядчик получает право претендовать на увеличение заявленной в договоре цены своих услуг в том случае, если удорожание строительства вызвано существенным подорожанием материалов или оборудования, а также услуг третьих лиц, которые невозможно было предвидеть во время подписания договора.

Вопросы, которые могут быть поставлены перед специалистом по анализу факторов фактического удорожания стоимости строительства:

  1. Какие факторы вызвали удорожание стоимости строительства?
  2. Можно ли сказать, что повышение цены строительства вызвано объективными факторами?
  3. Вызвано ли изменение стоимости строительства некомпетентными действиями исполнителя?
  4. Сколько процентов удорожания стоимости строительства вызвано объективными причинами?
  5. Есть ли в документации, предоставленной подрядчиком, свидетельства необоснованного перерасхода средств?
  6. Мог ли исполнитель преднамеренно завысить цену на материалы, услуги или оборудование (с целью получить «откат», например)?
  7. Возможно ли было предусмотреть дополнительные траты на этапе проектирования и составления смет?
  8. Есть ли признаки того, что исполнитель при составлении сметы сознательно утаил часть будущих расходов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/analiz-faktorov-fakticheskogo-udorozhaniia-stoimosti-stroitelstva/

Адепт в юриспруденции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: