Проблема перенаселения москвы

Содержание
  1. Расширение Москвы в 2021 году
  2. Грандиозные планы – чего ожидать от проекта
  3. Границы Москвы в 2021 году
  4. Как будет решаться транспортный вопрос?
  5. Новые станции метрополитена
  6. Жилищное строительство: какими будут дома “Новой Москвы”
  7. Промышленные агломерации
  8. Другие материалы:
  9. Бетонный ад: «человейники» расползаются по Москве
  10. Многоэтажная «романтика»
  11. Наука о высотном
  12. Почему все москвичи сидят на пороховой бочке
  13. Теория SPOF
  14. Точки отказа
  15. Город-муравейник
  16. Москва азиатская
  17. Алексей Кротов: перенаселение Москвы может привести к катастрофе
  18. А в чем отличие?
  19. В одном из своих выступлений вы говорили, что пятиэтажки строились разными сериями в разное время, и между ними есть существенные отличия
  20. То есть, получается, от пятиэтажек сносимых серий все равно нужно было избавляться?
  21. Если я вас правильно понял, на момент старта программы реновации в столице было не более сотни домов, которые реально требовалось снести. Зачем же тогда затеяли этот поистине космический по масштабам и вложениям бюджетных денег проект?
  22. А чего же в этом плохого?
  23. Можно чуть конкретнее насчет комфортных условий?
  24. Чем это чревато для людей?
  25. Критика понятна и обоснована. Но есть ли альтернативные решения?
  26. Алексей Владимирович, но ведь не от хорошей жизни люди переезжают из провинции в столицу…

Расширение Москвы в 2021 году

Проблема перенаселения москвы

Генеральный план по расширению площади российской столицы был принят еще в 2005 году и рассчитан на два десятка лет. Расширение Москвы в 2021 году позволит трансформировать часть московских окраин, превратив их в благоустроенные жилмассивы для комфортного проживания.

Грандиозные планы – чего ожидать от проекта

По количеству населения и площади Москва уже вошла в список крупнейших мегаполисов мира – к 2025 году население столицы РФ составит около 15 миллионов человек. Такая тенденция вполне объяснима:

  • в столицу стремится молодежь, которая хочет вырваться из серой провинции;
  • уровень зарплат в Москве привлекателен для представителей всех профессий;
  • мегаполис дает массу возможностей для саморазвития и карьерного роста;
  • высокий уровень развития инфраструктуры делает проживание комфортным.

В рамках проекта расширения, который получил название “Новая Москва”, планируется увеличить площадь столицы в 2,4 раза за счет Подмосковья. Инновации затронут не только линейную перспективу – столицу ожидают качественные изменения. Некоторые из них москвичи увидят уже в 2021 году.

Принципы градостроительства в рамках “Новой Москвы”:

  • масштабное развитие инфраструктуры;
  • строительство крупных транспортных развязок, в том числе расширение сети метрополитена, что позволит решить дорожные проблемы;
  • формирование крупных административно-производственных центров;
  • замена морально и физически устаревших технологий инновационными;
  • создание дополнительных рабочих мест для жителей за счет строительства новых заводов и фабрик, а также бизнес-центров;
  • возведение комфортных современных жилмассивов с целым рядом социальных объектов – культурных, спортивных, образовательных, медицинских, торговых.

Особое внимание планируется уделить экологической составляющей проекта. В новых агломерациях предусмотрены живописные зоны отдыха и благоустроенные общественные пространства.

“Новая Москва” станет городом, где можно не только работать и зарабатывать, но и комфортно проживать.

Расширение позволит частично разгрузить срединные столичные районы, которые сейчас страдают от перенаселения и дорожных пробок.

Границы Москвы в 2021 году

С внедрением проекта столица начала расширяться в юго-западном направлении, а в будущем году Москва будет разрастаться на восток и юг. К московской агломерации уже присоединена часть поселений Ленинского, Подольского и Наро-Фоминского районов, городские поселки Красногорск и Киевский.

В ближайшее время столичной территорией будут считаться такие населенные пункты:

  • Краснопахорское;
  • Вороновское;
  • Филимонковское;
  • Рязановское;
  • Воскресенское;
  • Первомайское;
  • Щаповское;
  • Михайлово-Ярцевское.

Проектировщики предполагают, что границы Москвы в скором времени сдвинутся настолько, что примкнут к окраинам Калужской области. Новая карта полностью переформатирует периферийную часть города – на месте пустырей будут построены кинотеатры, торгово-развлекательные центры, рестораны и кафе, которые будут привлекать местных жителей и приезжих.

Как будет решаться транспортный вопрос?

Одним из важных этапов разработки “Новой Москвы” считается формирование хорошо продуманной транспортной сети с крупными узлами и удобными развязками. Участники дорожного движения должны комфортно перемещаться между районами, минуя МКАД. Эту задачу помогут решить:

  • многоуровневые узлы;
  • наземные переходы;
  • эстакады;
  • новые ветки и станции метро;
  • дополнительные маршруты наземного транспорта – автобусов и скоростных трамваев;
  • реконструированные железнодорожных пути.

В 2021 году протяженность новых и реконструированных дорог достигнет показателей 130 км. Будет построена магистраль, дублирующая кольцевую автодорогу, а также новые железнодорожные перегоны на Курском и Киевском направлениях.

Новые станции метрополитена

Особое внимание уделяется развитию сетки метро как самого востребованного, скоростного и комфортного вида городского транспорта. До 2035 года совокупная длина линий метрополитена, запланированного к открытию, составит 72 км, а в 2021-м столичное метро пополнится рядом новых станций:

  • “Мостицкая”;
  • “Проспект Вернадского”;
  • “Проспект Правды”;
  • “Сокольники”;
  • “Кунцево”;
  • “Зюзино”;
  • “Воронцовская”;
  • “Мичуринский проспект”;
  • “Улица Новаторов”;
  • “Мневники”;
  • “Давыдково”;
  • “Аминьевское шоссе”.

К началу 2021-го года уже начнет функционировать “Коммунаровская” ветка, которая соединит станции:

  • “Летово”;
  • “Сосенки”;
  • “Мамыри”.

Собственную станцию метро получит и аэропорт “Внуково” – она станет продолжением Калининско-Солнцевской линии. Станет легче добираться и жителям Мытищ – до населенного пункта будет продлена оранжевая ветка, которая сейчас заканчивается станцией “Медведково”.

В планах также:

  • строительство новой линии до Рублево-Архангельского поселения;
  • прокладка линии метрополитена к Международному финансовому центру близ Красногорска;
  • запуск южной части Третьего пересадочного контура и Каховской линии полностью.

К станциям метрополитена будут прилегать транспортно-пересадочные узлы, которые объединят трамвайные, подземные и наземные линии перемещения – к 2035 году таких узлов будет не меньше 25.

Будет завершен масштабный проект строительства Большой кольцевой линии, на которой появится около трех десятков станций. Развязка позволит горожанам и гостям столицы совершать 23 пересадки на соседние линии метрополитена и железной дороги.

Жилищное строительство: какими будут дома “Новой Москвы”

На территориях, которые войдут в зону расширения, будут развиваться общественные зоны, обслуживающие население периферийных районов.

Сократится количество коммерческого жилья – столичное правительство намерено сделать упор на возведение жилых построек повышенной комфортности.

Они сформируют новый высотный силуэт столицы и будут обеспечены объектами социальной и рекреационной инфраструктур.

Современные жилмассивы смогут похвастаться:

  • большим количеством зеленых пространств;
  • развитыми сетями розничной и оптовой торговли;
  • современными школами и детскими садами;
  • многофункциональными медицинскими центрами;
  • спортивными, культурными и развлекательными объектами;
  • удобными подъездами и парковками;
  • многочисленными детскими площадками.

Развитая инфраструктура позволит сделать расширенные районы независимыми локациями, но с возможностью быстро добираться в центр благодаря новым путепроводам.

На осваиваемых территориях будут разбиты такие масштабные зоны отдыха, как:

  • “Глория парк” у Киевского шоссе;
  • “Парк героев” – у Калужского.

Концепцией развития общественных пространств “Новой Москвы” уже занимаются инженеры голландского бюро MLA+, а финансирование возьмут на себя частные инвесторы.

За период 2020-2021 гг. горожане получат свыше 3 миллионов м2 новой жилой площади, расположенной в 200 многоэтажных зданий повышенной комфортности.

Промышленные агломерации

Предприятия, территории которых окажутся в срединных зонах расширяющейся Москвы, не подвергнутся риску закрытия.

Застройщики не планируют менять их локацию и переносить в отдаленные районы, но участки с высокой концентрацией труда станут более компактными.

Схема “Новой Москвы” будет включать крупные деловые центры с отличной транспортной развязкой, а также спальные районы, где будет комфортно жить и отдыхать.

Промышленные зоны в 2020-2022 гг. будут сокращены с 20 до 15 тысяч га за счет увеличения плотности застройки. При этом, по мнению властей, промышленникам следует сконцентрироваться на оптимизации производства – ликвидировать изжившие себя системы и заменить их усовершенствованными мощностями.

Такие грандиозные планы вызывают массу сомнений у скептиков, но практика показывает, что без агломерации российской столице не обойтись. Выражение “Москва не резиновая” скоро может кануть в лету, и в 2021 году мегаполис сделает еще несколько шагов на пути к своему масштабному преображению.

Другие материалы:

Источник: https://v-2021.org/rasshirenie-moskvy-v-2021-godu

Бетонный ад: «человейники» расползаются по Москве

Проблема перенаселения москвы

Плотную многоэтажную застройку, которой в Москве становится все больше, неслучайно назвали «человейниками». Раньше жители сетовали на «лужковский принцип» точечного строительства, но появление в Москве молодого главного архитектора в лице Сергея Кузнецова показывает: маскировка урбан-блоков красивыми и модными фасадами не спасает многоэтажные гетто.

 РИА НовостиРИА Новости

Российская столица активно застраивается «человейниками» — это плотно застроенные многоэтажками микрорайоны с малым количеством парковок, детских площадок и зеленых зон. В районы гетто, в которых жить полноценной жизнью просто нельзя, постепенно превращаются, например, Восточный и Юго-Восточный округа Москвы.

Многоэтажная «романтика»

Любой житель Москвы встречал гигантские дома, построенные впритык друг к другу, в Котельниках, Коммунарке и еще много где.

Районы рискуют быть перенаселенными из-за этих монструозных, «понатыканных» не вполне логично зданий, при этом никакой социальной инфраструктуры там нет.

Выглянув из окна квартиры в таком доме, очень часто можно увидеть только сплошную стоянку — о нормальном дворе остается только мечтать.

К эстетике монструозных многоэтажек много вопросов. Если их строят посреди старых дворов пятиэтажек или на обочинах дорог, это как минимум выглядит нелепо. Огромные дома — коробки, шоссе вместо улиц, торговые центры вместо уличного разнообразия — это уже реальность. Облик столицы России в этих районах можно назвать постыдным.

За внешний вид Москвы отвечает, безусловно, мэрия. Основные обязанности — на плечах главного архитектора города Сергея Кузнецова.

Ранее он был руководящим партнером архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов».

По данным официального портала мэра и правительства Москвы, он отвечает за архитектурно-художественный облик столицы и за проекты планировки территории. Как отвечает на деле — это уже вопрос большой дискуссии.

Так, например, неприглядный вид нашей столицы волнует московских архитекторов. Совет союза московских архитекторов в открытой резолюции раскритиковал градостроительный беспредел в Москве, поскольку в худшую меняется даже центр столицы, теряя свой исторический облик.

Сам же Кузнецов говорил, что ранее на уродующие дома жаловались: « у Лужкова плохой вкус». Но не он же сам рисовал эти дома! Я считаю, что это ответственность архитекторов, которые держали в своих руках карандаш».

При этом архитектурный совет под его руководством одобряет подобную застройку.

Так, в марте «в целом» ему понравился проект на Ленинградском шоссе – две 20-этажные башни и башни по 11 и 14 этажей, а в декабре — проект МФК в 1-м Сетуньском проезде, где одна из башен будет высотой 154 метра. При этом сам Кузнецов часто оперирует красивыми терминами, описывающими динамичные рисунки фасадов.

Фасады являются лишь одним направлением в сфере его полномочий — в ведении главного архитектора находятся контроль создания архитектурных объектов и градостроительных решений, курирование Генплана, участие в рассмотрении проектов градостроительных планов земельных участков, участие в проведении конкурсов, разработке проектов реконструкции исторического центра.

«Нарушено обещание прекратить точечное строительство, сняты ограничения этажности, фактически отсутствует регулирование градостроительных работ. В итоге растет чрезмерная плотность застройки, нагрузка на транспорт, на инфраструктуру, множатся протесты населения», — говорится в резолюции.

Вместе с тем под руководством главного архитектора проведена разработка стандартов массовой застройки, а застройщиков обязали получать свидетельство об архитектурно-градостроительном решении. Как говорится в постановлении 284-ПП от 30.04.

2013, его цель — «формирование и преемственное развитие композиции, силуаэта и архитектурно-художественного облика столицы, сохранение культурного наследия, создание гармоничной, благоустроенной и комфортной городской среды». То есть возглавляемый Кузнецовым Архсовет получил возможность непосредственно влиять на формирование архитектурного облика Москвы.

Согласно постановлению, на главного архитектора возложена персональная ответственность за принятие решения по утверждению архитектурно-градостроительных решений.

Как сказал архитектор, почетный строитель Москвы Алексей Кротов «Новым известиям», сейчас востребована не архитектура, а урбан-блоки. «В роли главного архитектора столицы вчерашний визуализатор. Строят то, что можно продать сейчас.

О завтрашнем дне никто не думает. Москву превращают в перевалочную базу. Здесь все для приезжих. Для своих – реновация, но по существу это та же массовая застройка зданиями эпохи ипотеки.

Бедненькая и страшная монолитная скука», — сказал Кротов.

Действительно, именно так выглядят плотно застроенные многоэтажками районы. Если можно смириться с тем, что их вид вызывает тоску, то сложно смириться с элементарными неудобствами. Жители многоэтажки, расположенной на отшибе в поле, могут пользоваться только автомобилем.

«Если в доме 192 квартиры, можно себе представить, какая огромная нужна территория под дешевые парковки. Все мы знаем площади, например, у IKEA. Некрасиво, когда большой пустырь заставлен автомобилями. Вот так выглядят дешевые высокоэтажные районы», — сказала «Газете.Ru» директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская.

К тому же происходит деградация среды. По словам эксперта, даже если при продаже квартиры рядом с домом рекламируется красивый сквер, скорее всего, они придет в запустение.

«Красивая обертка слетит быстро. Это не прогноз, это факты жизни. Такие районы в ближайшем «замкадье» есть», — сказала она.

Из таких мест бегут нормальные магазины, а местные школы, детские сады, больницы оказываются неготовыми принять столько людей. О зелени вокруг дома и вовсе стоит забыть, хотя у каждого человека есть потребность быть близко к природе.

«Колышущаяся зеленая масса, на которую вы смотрите из окна квартиры, меняет весь ваш день. И совсем другое восприятие, когда вы ежедневно из окна наблюдаете шумную транспортную бабочку-развязку. А от этих «пейзажей» серьезно зависят и настроение, и работоспособность людей», — говорил «Газете.Ru» доктор биологических наук, профессор кафедры биогеографии географического факультета МГУ, профессор РАН Алексей Бобров.

Что касается «застройки для приезжих», этот факт легко объяснить ценами на жилье. Районы гетто будут востребованы — без общественных пространств и комфортной для жизни среды цены на квартиры продолжат падать.

В конце августа эксперты инвестиционно-риэлтерской компании Est-a-Tet назвали ЮВАО самым дешевым районом на рынке первичного жилья. Средний бюджет предложения там находится на уровне 8,3 миллиона рублей.

Спальные районы Северный (СВАО), Некрасовка (ЮВАО) и Крюково (ЗелАО) оказались лидерами в списке десяти районов Москвы с самыми низкими ценами на квартиры в новостройках. При этом, как известно, цена всегда являлась и является главным критерием при покупке жилья.

У приезжих нет другого выбора — заселять районы, медленно, но верно превращающиеся в гетто.

Наука о высотном

Получается, что зачастую красивый облик города — это только слова. И выглядеть приятно и служить людям заслуживают только зоны, соседствующие с Красной площадью. Так, например, Зарядье — это повод для гордости главного архитектора Москвы.

Но дальше от центра строится все больше несуразных многоэтажек-гробов без инфраструктуры. Девелоперы приносят проект — чиновники его утверждают. На периферии Москва все больше стремится к тому, чтобы лишится облика вообще.

Именно обезличенность и серость становятся визитной карточкой упомянутых ранее районов.

При этом Сергей Кузнецов предпочитает дистанцироваться от проблем хаотичной жилой застройки, но любит участвовать в конкурсах, касающихся государственных проектов (зачастую федеральных) — эти объекты можно записать себе в резюме, а их заказчиками выступают государственные и другие структуры, которые так или иначе все равно способны привлечь лучших архитекторов.

Как говорится на сайте Архсовета, по его инициативе организовано более 50 архитектурных конкурсов, причем он лично входит в жюри или выступает председателем.

Так, речь идет о конкурсах на разработку архитектурно-градостроительной концепции МФЦ в Рублево-Архангельском, ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», объемно-планировочных решений бассейна «Лужников», концепции архитектурного проекта нового здания Государственного центра современного искусства («Новый ГЦСИ»), концепции архитектурно художественного образа фасадов Нового музейного комплекса Третьяковки.

В прошлом году жители 75-го квартала Хорошево – Мневники жаловались: «Помимо трех строящихся башен до 60 этажей строятся еще две на расстоянии 20 метров от окон». На то обращении Сергей Кузнецов ответил, что квартал строился еще до его вступления в должность главного архитектора, добавив при этом, что люди сами решили селиться в эти дома.

«О чем это говорит? О том, что люди, являющиеся полноправными участниками рынка недвижимости при покупке жилья, зачастую занимают иждивенческую позицию. Они не говорят, что сами не проанализировали инфраструктуру квартала, где собирались жить, не поинтересовались еще до покупки недвижимости, где будут ставить машину, куда поведут ребенка в детсад», — заявил он «Российской газете».

Подобные рассуждения о необходимости «резидентурной миграции» в эфире одной из радиостанций привели к тому, что на сайте Change.org появилась петиция с требованием извинений и отставки Кузнецова. «Пришло время напомнить г-ну Кузнецову, что чиновник — не барин, а граждане — не холопы», — говорилось в петиции, которую подписали более 8 тыс. человек.

Однако со вступлением Кузнецова в должность ситуация не поменялась, ведь такие дома продолжают строить. В ноябре Кузнецов сказал «Коммерсант FM», что закон о реновации, который был принят в прошлом году, ограничений в этажности домов не предусматривает.

Так он прокомментировал сообщение депутата Северного Измайлова Дмитрия Барановского, который написал в своем блоге о строительстве 31-этажного дома на улице Константина Федина.

«О каких, например, парковках может идти речь, если на 825 квартир приходится всего 26 парковок? А социальные объекты будут в шаговой доступности, только если в переполненных школах введут вторую смену», — сетовал депутат.

Так что, Москва продолжает и, видимо, продолжит активно расти ввысь. В 2018 году средняя высота новостроек Москвы достигла 20 этажей.

«Это удивительно для такой огромной страны, как Россия», — сказала «Газете.Ru» директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. По ее словам, институт проводил опросы среди населения, благодаря которым выяснил, что большинство людей считают комфортными 4-й, 5-й, 6-й этажи.«В центральной части Москвы высокие дома могут быть. Есть некая концептуальная идея мощного центра. Но в целом в московском периметре должна быть среднеэтажная застройка. На мой взгляд, это 8-12 этажей», — сказал Ильина.

Высокая этажность «это вред», соглашается Ирбитская. В первую очередь, потому, что она предполагает чрезмерное количество жителей на одном гектаре городской территории.

«Больше 100 соседей не могут договориться и качественно эксплуатировать свой дом, подъезд, фасады, территорию, остекление балконов», — сказала она.

При этом многоэтажный дом — это недешево.

«Высокие здания, вопреки утверждениям застройщиков и городских властей, это, на самом деле, очень дорого. Как только мы строим 24 этажа, появляются лифты, дорогая экплуатация фасадов и так далее. Многоэтажные дома по определению не могут быть доступными», — отметила Ирбитская.По словам Кротова, глобально эту ситуацию в столице может изменить только полная перестройка системы. Такие отвечающие за облик города структуры, как Градостроительный совет Москвы, Экспертно-консультативного общественного совет при главном архитекторе города и Методсовет министерства культуры сейчас работают неэффективно, и их деятельность необходимо восстановить. При этом должности руководителей Москомархитектуры и Москомнаследия должны стать не назначаемыми, как сейчас, а выборными на конкурсной основе.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/41976379-betonnyy-ad-pochemu-cheloveyniki-raspolzayutsya-po-moskve/

Почему все москвичи сидят на пороховой бочке

Проблема перенаселения москвы

Когда отъезжаешь от Москвы на пару сотен километров, как ни странно, московские проблемы видятся гораздо яснее и отчетливее. Наверное, так происходит потому, что, когда гуляешь по маленькому подмосковному городку в качестве туриста, чувствуешь, как замедляется время, и есть возможность не спеша осмотреться по сторонам и приглядеться к деталям.

Теория SPOF

Итак, я в Ярославле, тут был праздник, и перекрыли центральную часть города. В Москве это коллапс и многочасовые пробки до поздней ночи. Здесь — всего лишь небольшие затруднения в движении, но не более того.

Это говорит о том, что ресурс дорожной сети и её выбранная конфигурация довольно удачна с точки зрения теории SPOF (single point of failure).

Эта теория изучает точки, в случае отказа которых происходит системный коллапс.

Теперь давайте вернемся в Москву, где этих самых SPOF, то есть точек отказа, скопилось уже просто огромное количество.

Дорожная сеть работает в режиме тотальной перегрузки долгие годы, поэтому точка отказа в виде перекрытия, например, Звенигородского шоссе вызывает системный коллапс по всему городу. Аналогичная ситуация с ливневой канализацией.

Потопы преследуют Москву уже много лет и являются четким индикатором того, что в сети водоотвода уже не одна SPOF, а много этих точек, и значит, надо переходить к термину MPOF (multiple points of failure).

На ряде территорий, прилегающих к МКАД, уже происходит экологическая катастрофа, связанная с невозможностью принять и очистить сточные воды и канализацию. Это тоже точки отказа, так как загрязнение воды аварийным сбросом фекалий выше водозабора. Сейчас там идет массовое жилищное строительство, которое неминуемо вызовет системный коллапс.

Точки отказа

Неожиданный отказ одной из веток столичного метро гарантированно вызывает тотальную остановку городской системы общественного транспорта.

Мы все прекрасно помним, как это происходило на практике во время терактов и аварий в метрополитене. Город не мог функционировать не то чтобы в прежнем режиме, а вообще, в принципе.

Отменялись все контакты, все встречи, было невозможно довезти товары, в общем, был полнейший коллапс.

Подчеркну, что сосредоточение множества точек отказа в одном месте и в одно время представляет собой колоссальный риск для всех проживающих в этом месте горожан.

Можно даже провести аналогию и сказать, что все москвичи сидят на пороховой бочке.

И ситуация усугубляется всеми этими новыми планами по «реновации», когда должностные лица не моргнув глазом говорят, что впихнут в Москву еще несколько миллионов человек, окончательно её доуплотнив.

То есть в наш город, который и так каждый день играет в лотерею — где что сломается в следующий раз, собираются добавить еще людей, чем еще больше увеличат риски для нас как для жителей.

Город-муравейник

Перенаселенность Москвы особенно отчётливо заметна на фоне других мировых столиц. В европейских городах в среднем плотность населения колеблется на уровне 30−50 человек на 1 га, лишь в отдельных городах достигая значений 70−75 чел./га — Брюссель, Барселона, Вена.

В городах Америки этот показатель находится на уровне 15−25 человек, а вот в Москве уже — 100 человек на 1 га (в пределах МКАД 150 человек на 1 га). При этом плотность улично-дорожной сети Москвы 5,5 км/кв. км, в то время как в Лондоне — более 9 км/кв.

км, а в Нью-Йорке и вовсе более 12 км/кв. км.

Не стоит забывать, что Москва — стремительно растущий город, в отличие от Лондона или Нью-Йорка, где прирост минимален.

Интересно, что правительство Москвы еще более десяти лет назад официально признавало, что перенаселённость города достигла крайней черты, за которой — только утрата возможности управления мегаполисом.

В постановлении столичного правительства «О концепции демографического развития города Москвы» от 2005 года очень чётко описывается эта проблема:

«Москва — крупнейший мегаполис в мире. К началу XXI века, за исключением двух североамериканских городов — Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах, как Китай и Япония».

Москва азиатская

Получается, Москву смело можно ставить в один ряд с мегаполисами стран третьего мира и Азии, и на этом знании закрепить в мозгу мысль: ни один из городов США и Европы не имеет такой сверхконцентрации населения. И не стремится к ней.

Только наши московские чиновники вопреки всем доводам разума продолжают семимильными шагами стремиться не к решению существующих проблем перенаселения города, а к их усугублению.

Вследствие чего количество потенциальных точек отказа с каждым днем бездействия увеличивается, что уже сегодня приводит к печальным последствиям, о которых упоминалось выше.

При этом повысить безопасность и ликвидировать или минимизировать SPOF в Москве сложно, но вполне возможно. Для этого достаточно начать развивать инфраструктуру соответствующим образом и без наращивания численности городского населения.

К сожалению, у нас этот процесс сейчас перевернут с ног на голову. Про стабильность функционирования города никто не задумывается, однако планы по переселению Петербурга в Москву ни у кого из должностных лиц даже тени сомнения не вызывают. И от этого на самом деле страшно.

Ведь рано или поздно эта гремучая смесь рванет. И мало тогда никому не покажется.

Источник: https://www.ridus.ru/news/251818

Алексей Кротов: перенаселение Москвы может привести к катастрофе

Проблема перенаселения москвы

На самом деле, в 20-е годы мало что строилось: послевоенное время, разруха — государству было просто не до этого. Потом началась индустриализация, и львиная доля финансовых ресурсов страны работала на создание тяжелой промышленности. Строительство в Москве в те годы, конечно, велось, однако это нельзя считать жилищным строительством промышленным способом.

А в чем отличие?

Все, что было возведено в столице до Великой Отечественной войны, строилось классическим способом. У каждого здания был индивидуальный проект, а во главе процесса стоял именно архитектор. Отклонения от проекта категорически не допускались.

В результате такого подхода Москва получила известное число архитектурных шедевров — например, Казанский вокзал, Центральный Дом культуры железнодорожников — творения архитектора Алексея Щусева; дом на Моховой архитектора Ивана Жолтовского, Центральная тепловая электростанция на Раушской набережной — его же авторства.

Много домов, построенных в тот период, расположены по Садовому кольцу. Это — классическая архитектура в абсолютном понимании данного термина. Каждое здание имеет свой неповторимый образ, свое лицо.

Эпоха индустриального домостроительства началась уже после войны, в конце 50-х — начале 60-х годов. Многие в военные годы лишились своего жилья, еще большее количество людей его и не имели никогда. Вот тогда и появились первые пятиэтажки: государство нашло способ, как быстро и с минимальными затратами построить огромное количество жилья.

Неважно, что дома на вид неказистые, а квартиры маленькие, что нет лифтов, что безбарьерная среда отсутствует как класс — тогда об этом вообще никто не думал. Главное, что порядка 80 процентов этого жилья состояло из двухкомнатных квартир. То есть, из квартир, в которых можно создать семью, родить и вырастить детей.

Вот в чем была основная идея строительства такого жилья! И она сработала.

В одном из своих выступлений вы говорили, что пятиэтажки строились разными сериями в разное время, и между ними есть существенные отличия

Дело в том, что сама идея строительства подобных домов пришла к нам из Западной Европы, ведь там после войны существовали те же проблемы, что и у нас, а именно — в максимально короткие сроки нужно было обеспечить жильем большое количество людей. И первые серии пятиэтажек были построены по западным технологиям.

Однако эти дома имели существенные недостатки: у них была плохая теплоизоляция, они быстро изнашивались. Такие здания изначально задумывались как временное жилье, их срок службы по техническим характеристикам не превышал 20–25 лет. А у нас они простояли по 50–60 лет! Уже позже их отнесли к так называемым сносимым сериям.

В начале 60-х годов прошлого века наши специалисты, так сказать, творчески переработали западные технологии, и пятиэтажки следующих серий были уже совсем другими. Они строились по первой категории капитальности, их паспортный срок службы составляет 100–125 лет, ну, а в реальности, конечно же, гораздо больше.

По Москве речь идет в основном о трех сериях: 1–510, 1–511, 1–515. Обследование многих этих домов показывает, что они за столько лет не амортизировались даже на 20 процентов! То есть, запас прочности у них просто колоссальный. Такие здания отнесли к несносимым сериям.

Другое дело, что у них износились инженерные коммуникации, но это уже вопрос капитального ремонта.

То есть, получается, от пятиэтажек сносимых серий все равно нужно было избавляться?

Безусловно. И это, насколько я знаю, было сделано еще в бытность мэром Юрия Лужкова: новому правительству Москвы досталось в наследство всего лишь порядка 70 пятиэтажных домов сносимых серий.

Остальные же, по моему мнению, нуждались лишь в капитальном ремонте либо в реконструкции. Дело в том, что квартиры в этих домах не устраивают современных людей по объемно-планировочным решениям: смежные комнаты, маленькие прихожие и кухни.

Однако многие решили эту проблему, сделав перепланировку.

Есть и еще один важный момент: пятиэтажки ведь строились не абы как, все было подчинено градостроительной идее, которая заключалась в создании микрорайонов, где в пешей доступности находятся школы, детские сады, другие важные элементы социальной инфраструктуры. Причем во многих случаях, чтобы добраться до школы, детям не нужно было пересекать железную или автомобильную дорогу.

Отказались от так называемых дворов-колодцев, от замкнутой застройки. В микрорайоны «впускали» зелень и, вдобавок, у них была хорошая аэрация (проветривание). То есть, эти жилые массивы продувались ветром со всех сторон, что избавляло жителей от влияния различных вредных выбросов в атмосферу.

И сейчас это самые комфортные районы Москвы с точки зрения плотности населения и доступности инфраструктурных объектов.

Если я вас правильно понял, на момент старта программы реновации в столице было не более сотни домов, которые реально требовалось снести. Зачем же тогда затеяли этот поистине космический по масштабам и вложениям бюджетных денег проект?

Я, разумеется, могу лишь предполагать, основываясь на фактах и своем профессиональном опыте. За время промышленной застройки Москвы выросли и развились предприятия индустриального домостроения.

Да, со временем менялись формы собственности, одни компании закрывались, другие реорганизовывались, но это не отменяет сути: в настоящий момент мы имеем мощности, способные в относительно короткие сроки штамповать многоквартирные дома в поистине гигантских масштабах.

И, если по-хорошему, то, когда строительство в Москве в основном закончилось, этим предприятиям нужно было бы уйти на периферию и заняться развитием провинции. Однако они, по моему мнению, делать этого не хотят, ведь в столице самая дорогая земля, здесь при определенных условиях можно получить практически неограниченное бюджетное финансирование.

Иными словами, строительные монстры желают получать подряды именно в Москве! Но где, если весь город и так уже застроен? Ну, а дальше вы, наверно, поняли: появляется Новая Москва, и в итоге в ближнем Подмосковье уже живого места почти не осталось.

Можно, конечно, застроить все с одной стороны до Калуги, а с другой — до Твери, но таким монстром практически невозможно будет управлять. И вот — в чью-то голову приходит идея массового сноса пятиэтажек, которые, как мы уже обсуждали, нет никакой необходимости сносить. То есть, можно предположить, что крупный бизнес лоббирует соответствующие политические решения.

Есть, на мой взгляд, и другая причина: в Москву постоянно идет приток новых людей, которым нужно где-то жить, но расширять город уже нет никакой возможности. Значит, нужно «растить» город ввысь! Ну, а если снести пятиэтажные дома и построить на их месте двадцатипятиэтажки — это, надо полагать, позволит «запихать» в Москву еще несколько миллионов человек.

А чего же в этом плохого?

Как уже говорилось, город — живой организм. Но живой организм не может расти беспредельно, иначе он становится уродом. По последнему генплану, Москва максимум может вместить 7–8 миллионов человек, но не больше.

Дело в том, что город основан в средние века, когда никаких машин еще и в помине не было, он строился по радиально-кольцевой системе. Итог — центр города, да и не только центр, уже много лет задыхается в пробках.

А представляете, что будет, если москвичей станет больше еще на несколько миллионов? Не будем забывать и о том, что, чем выше в городе численность населения, тем меньше в пересчете на каждого человека школ, больниц, детсадов, других объектов социальной инфраструктуры.

Однако комфортные условия проживания людей, похоже, никого не интересуют. Бизнесу нужны сверхприбыли, а что нужно московским властям — остается только догадываться.

Можно чуть конкретнее насчет комфортных условий?

Уж куда конкретнее — в прошлом году в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076–01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» были внесены существенные изменения, и сделано это было по инициативе Департамента градостроительной политики Москвы.

Инсоляция — это, говоря по-простому, проникновение прямых лучей солнца в жилое помещение. Раньше санитарными нормами был регламентирован период инсоляции жилых помещений с 22 марта по 22 сентября в течение определенного количества времени.

Теперь период инсоляции уменьшился на месяц весной и на месяц осенью, то есть, инсоляцию низким весенним и осенним солнцем мы потеряли.

Вы спросите, причем же здесь реновация. Отвечу. Ранее высотность домов и их расположение проектировались таким образом, чтобы установленный период инсоляции квартир в доме соблюдался в обязательном порядке. Это было важнейшим социальным завоеванием времен СССР.

А теперь данный период снижен, что позволит строить семнадцати- и двадцатипятиэтажки значительно ближе друг к другу и к детским/спортивным площадкам.

То есть, целые микрорайоны рискуют уйти в тень, потому что пятиэтажки могли «ловить» низкое осеннее и весеннее солнце в необходимом количестве, а в условиях плотной застройки высотными домами это невозможно: они будут закрывать друг друга от солнечного света.

Чем это чревато для людей?

Солнечный свет влияет на образование очень важного для организма витамина D, из-за его недостатка у маленьких детей может развиваться рахит. Собственно, именно по этой причине и вводились в свое время нормы инсоляции, которые теперь пересмотрены.

А знаете, что самое смешное? Исследования, обосновывающие изменение СанПиНа, проводил ФГБУ «НИИ строительной физики»! Выходит, теперь физики, а не врачи решают, что для нашего здоровья полезно, а что нет? А еще, как мне кажется, столичные чиновники этим решением подложили свинью всей стране, ведь измененный СанПиН действителен не только для Москвы. То есть, подобным образом начнут строить и в Брянске, и в Туле, и в Магадане.

Есть у огромных многоэтажных «человейников» и масса других отрицательных сторон.

Например, если в таком доме, не дай Бог, произойдет серьезная техногенная катастрофа или он подвергнется террористической атаке, количество жертв будет исчисляться не десятками, а сотнями и даже тысячами! Представляете масштаб катастрофы? Существует и множество других аргументов против, вряд ли есть смысл сейчас их механически перечислять. Недаром многие страны сейчас развивают в основном малоэтажное строительство, ну, а мы почему-то по-прежнему строим по принципу «чем выше — тем лучше».

Критика понятна и обоснована. Но есть ли альтернативные решения?

Конечно, есть! И я, и многие другие эксперты, не раз предлагали: раз уж затеяли реновацию, то давайте подчиним ее интересам города. Не нужно разрушать дома, запас прочности которых огромен, лучше провести реконструкцию. Создадим каждому дому индивидуальный образ, и переведем, таким образом, старый жилфонд в новое качество.

Даже если в процессе реконструкции количество этажей увеличится с пяти до девяти, это не окажет существенного влияния на плотность населения: девять этажей — не двадцать пять. Такой подход не испортит среду обитания, и количество жителей в городе не будет искусственно «надуваться». Однако нас не слышат. Или просто не хотят слышать.

Алексей Владимирович, но ведь не от хорошей жизни люди переезжают из провинции в столицу…

Понимаю это. Так и я говорю вещи, отражающие суровую реальность.

Градостроители не раз предупреждали власть, что предел территориального развития Москвы — это МКАД, а максимальное количество населения, которое она может вместить, повторюсь, 7–8 миллионов человек.

В противном случае жить будет неуютно всем: как старым москвичам, так и новым. Ответы на предупреждения экспертов — Новая Москва и программа реновации…

Что касается абсолютно справедливого желания людей обеспечить себе и своим детям достойную жизнь — мне кажется, что власти нашей страны должны создать условия, при которых каждый человек сможет реализоваться на своей исторической родине. Понимаю, что звучит идеалистично, но другого выхода нет: иначе Москва попросту задохнется.

И еще одна беда заключается в том, что практически все столичные функции и государственные учреждения у нас сконцентрированы в Москве. Меж тем, и это не только мое мнение, целесообразно разнести их по разным городам, как это делается в ряде стран Западной Европы.

Тогда в России появится еще несколько «точек притяжения», помимо Москвы, что, несомненно, даст толчок развитию регионов.

Беседовал Алексей Нилов

Источник: https://vseogkh.ru/77/news/interview/14220

Адепт в юриспруденции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: