Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

Содержание
  1. Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи
  2. Уникальная находка
  3. Вавилон за 18 веков до рождения Христа
  4. Хаммурапи – полководец и государственный деятель
  5. Кодекс Хаммурапи. Общая характеристика
  6. Результат законотворческой деятельности Хаммурапи
  7. Имущественное право
  8. Семейное право
  9. Наказания за преступления против жизни и здоровья граждан
  10. Законы Хаммурапи как исторический документ
  11. Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание
  12. Законы Хаммурапи: общая характеристика
  13. Законы Хаммурапи : краткое содержание
  14. Вывод
  15. Законы Хаммурапи и Библия – ruBible.com
  16. Законы Хаммурапи и письменность
  17. Сходства и различия между Кодексом Хаммурапи и Законом Моисея
  18. Объяснение обычаев, существовавших у патриархов до времен Моисея
  19. Заключение
  20. Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые
  21. История законов царя Хаммурапи
  22. Общая характеристика законов Хаммурапи
  23. Основные законы Хаммурапи
  24. Рекомендованная литература и полезные ссылки
  25. Законы Хаммурапи, видео
  26. Законы хаммурапи
  27. На реках Вавилонских
  28. Я — хаммурапи, царь совершенный
  29. Справедливость Хаммурапи
  30. Стела со сводом законов
  31. Какие законы ввел Хаммурапи?
  32. Задать вопрос юристу

Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи

Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

С незапамятных времен человеческое общество стремилось регулировать поведение своих граждан, их права и обязанности, социальное положение и статус. Древнейшим из дошедших до нас сводов законов является кодекс Хаммурапи, составленный 4 тысячи лет назад. Этот юридический документ, не имеющий аналогов в столь отдаленном прошлом, до сих пор поражает исследователей.

Уникальная находка

Кодекс законов Хаммурапи был найден в самом начале XX века на территории современного Ирана.

В 1901 году группа археологов из Франции, под руководством Жака де Моргана, проводила раскопки на Сузах. Там во времена Древней Месопотамии находилось государство Элам – соперник древнего Вавилона.

Эта экспедиция нашла три осколка базальтового столба высотой чуть более 2 метров. Когда их соединили, то стало понятно, что это уникальная находка. В верхней части стелы было изображение царя или правителя, обращающегося к богу Шамашу, который держал в руках что-то похожее на свиток. Ниже рисунка и на обратной стороне стелы шли строчки клинописных знаков.

Вероятно, воинственные эламиты в один из своих набегов вывезли стелу из Вавилона и доставили в Элам. Захватчики, скорее всего, и разбили ее, предварительно соскоблив первые строчки надписи.

Базальтовый столб был перевезен в Лувр, где надписи на нем расшифровал и перевел профессор ассирологии Ж.-В. Шейль. Это оказался кодекс вавилонского царя Хаммурапи, содержащий подробный свод законов. Позднее уничтоженные статьи были восстановлены на основании записей на глиняных табличках, в том числе из библиотеки Ашшурбанипала, найденной в древней Ниневии.

Вавилон за 18 веков до рождения Христа

Собрание законов Хаммурапи можно назвать вершиной законотворчества древних цивилизаций. Он был создан в эпоху расцвета Вавилонского царства в XVIII веке до н. э. Это было совершенное по тем временам государство с сильной, хотя и ограниченной царской властью.

Считавшийся служителем верховного божества царь правил, опираясь на жрецов, и его действия так же, как и поведение любого другого жителя Вавилона, регламентировались законами. Это отражает кодекс Хаммурапи, статьи которого посвящены правам и обязанностям граждан.

Основой экономики Древнего Вавилона было сельское хозяйство, и обязанностью правителя являлся контроль за состоянием полей, тем более что большинство земли принадлежало государству.

Развитая система чиновников позволяла успешно решать самые сложные проблемы управления государством, а постоянная армия защищала не только внешние границы, но также внутренний порядок и власть царя.

Хаммурапи – полководец и государственный деятель

Пришедший к власти в молодом возрасте Хаммурапи проявил себя как выдающийся организатор, полководец и дипломат. В течение своего более чем тридцатилетнего правления он планомерно решал три основные задачи.

  • Объединение разрозненных и враждующих государств Месопотамии под своей властью.
  • Развитие сельского хозяйства на основе мощной ирригационной системы.
  • Установление и поддержание справедливых законов, которые и воплотились в кодекс Хаммурапи.

И следует отдать должное этому незаурядному правителю: он не только успешно справился с поставленными задачами, но и прославился именно благодаря своему кодексу.

Кодекс Хаммурапи. Общая характеристика

Судя по первым строкам клинописного текста, главная цель создания кодекса – установление всеобщей справедливости. Главным гарантом этого и источником всяческих благ объявлялся царь.

Основная часть кодекса – это статьи законов, их в своде насчитывается несколько сотен. Несмотря на обращение к богам во вступлении, сами статьи не имеют связи с религиозными аспектами жизни людей того времени, а касаются исключительно правовых моментов.

В заключение этого документа царь перечисляет свои заслуги перед страной и богами в принятой в то время напыщенной манере и призывает кары богов на головы нарушителей закона.

Характеристика кодекса царя Хаммурапи может быть дана как с юридической, так и с исторической точек зрения.

Результат законотворческой деятельности Хаммурапи

Как юридический документ кодекс царя Хаммурапи — это свод норм, регулирующих поведение граждан государства в самых разных сферах: политической, хозяйственно-экономической, семейно-бытовой и т. д. То есть статьи кодекса имеют отношение как к уголовному, так и к гражданскому праву, хоть в Древнем Вавилоне, самих этих понятий еще не было.

Нормы свода законов во многом основаны на обычном праве, древних традициях и старом шумерском законодательстве. Но Хаммурапи дополнил кодекс и своим видением правовых отношений.

Сплошной клинописный текст, выбитый на стеле, исследователи разделили на параграфы или статьи, которые можно сгруппировать по предмету:

  • статьи, касающиеся имущественных отношений: права наследования, экономических обязательств перед царем и государством;
  • семейное право;
  • статьи, связанные с уголовными преступлениями: убийством, членовредительством, кражей.

Однако самый первый «раздел» кодекса описывает меры, направленные на предотвращения произвола в судах, и нормы регулирующие поведение судей. Это отличает законы Хаммурапи от иных древних судебников.

Имущественное право

Статьи, касающиеся этой области, направлены на защиту права собственности, причем приоритет имели государственное имущество и собственность царя. Правитель также обладал исключительным правом распоряжаться всей землей в государстве, а общины платили в казну налог за использование земли.

Регулированию прав владения землей, в том числе полученной за службу, и условий аренды имущества в кодексе уделяется большое внимание. Описываются правила пользования ирригационными сооружениями и наказание за причиненный им вред. Кодекс предусматривал также кару за недобросовестную торговую сделку, помощь беглому рабу, порчу чужого имущества и т. д.

Надо отметить, что кодекс Хаммурапи содержал много довольно прогрессивных для того времени статей. Например, в нем время долгового рабства ограничивалось тремя годами, вне зависимости от размеров долга.

Семейное право

Семейные отношения, как следует из кодекса, имели патриархальный характер: жена и дети были обязаны подчиняться хозяину дома, по закону мужчина мог иметь несколько жен и усыновлять детей рабынь. Жена и дети были фактически собственностью мужчины. Отец мог лишить сыновей наследства.

Женщина, правда, не была совсем уж бесправной. Если муж грубо с ней обращался, без доказательств обвинял в измене, жена имела право вернуться к своим родителям, забрав приданое. Она могла владеть собственным имуществом и в ряде случаев совершать сделки.

При вступлении в брак заключался брачный договор, в котором оговаривались права жены, в том числе и на имущество.

Наказания за преступления против жизни и здоровья граждан

Наказания за уголовные преступления, описанные в кодексе, отличаются жестокостью – самой распространенной карой была смертная казнь. Причем в основном статьи уголовного права опирались на распространенный в древности принцип талиона, по которому наказание должно быть аналогично (равнозначно) совершенному преступлению.

Этот логичный, с точки зрения сознания древнего человека принцип нередко доводился до абсурда. Так, в одной из статей кодекса написано, что если строитель построил непрочный дом, и в результате его обрушения погиб сын владельца дома, то необходимо убить ребенка строителя.

Иногда телесные наказания могли быть заменены штрафом, особенно если речь шла о причинении вреда рабу.

Специальных судей общество Древнего Вавилона не знало, и урегулированием отношений между гражданами и определением меры наказания за преступления занимались административные чиновники и именитые люди города. Верховным судьей, приговор которого не оспаривался, считался сам царь.

Во времена Хаммурапи существовали и храмовые суды, но они не играли существенной роли в судопроизводстве и лишь принимали клятвы перед статуей божества в храме.

Законы Хаммурапи как исторический документ

Кодекс Хаммурапи является уникальным источником для изучения не только истории права, но и политической жизни, быта и материальной культуры людей, живших на территории Месопотамии за 2 тысячи лет до рождения Христа.

Множество нюансов и особенностей жизни в Древнем Вавилоне стали известны только благодаря этому сборнику законов. Так, из кодекса Хаммурапи историки узнали, что, кроме свободных и полноправных общинников и бесправных рабов, в вавилонском обществе были еще «мушкенумы». Это частично бесправные бедняки, служащие царю или государству, например, на строительстве каналов.

Сельское хозяйство и внутренняя политика, ремесло и здравоохранение, система обучения и семейно-брачные отношения – все нашло отражение в кодексе законов Хаммурапи.

Источник: https://FB.ru/article/226471/kodeks-hammurapi-osnovnyie-zakonyi-opisanie-i-istoriya-kodeks-zakonov-tsarya-hammurapi

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы – это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи – самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан  судебник Хаммурапи  был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания  законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.

  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней.

После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым.

Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.

  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах  определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования.

Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить.

Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде.

После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка.

Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим,  кого защищали законы царя Хаммурапи  . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах  во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав.

Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html

Законы Хаммурапи и Библия – ruBible.com

Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

Свод законов Хаммурапи был найден французской археологической экспедицией под управлением Жака де Моргана в 1901-1902 гг. при раскопках древних Суз (ныне территория Ирана). Он был записан на куске чёрного диорита 2,25 м высотой и состоял из 282 статей. Несмотря на то, что кaмень был разбит на три фрагмента, основная его часть восстановлена и теперь находится в парижском Лувре.

Многие учёные считают, что данный кодекс фактически представляет собой ряд правок к общепринятым законам Вавилонии. Он касается способов наказания в судопроизводстве за неправдивые обвинения, лжесвидетельство и несправедливые действия судей.

К тому же, в нём излагаются законы об имущественных правах, займах, вложениях, долгах, домашнем имуществе и семейном праве. Раздел, посвящённый телесным повреждениям, требовал наказания за увечья, полученные от руки другого человека, а также увечье, причинённое врачом в результате неудачной операции.

Вдобавок к тому, данный кодекс устанавливал расценки на различные услуги ремесленников и торговцев.

Законы Хаммурапи и письменность

Критики Библии однажды заявили, что Моисей не мог написать первых пять книг Ветхого Завета, потому что письменность появилась лишь после его смерти. Однако данная критика была опровергнута множеством археологических находок, среди которых Свод Законов Хаммурапи. Фри и Вос заявили:

«Свод законов Хаммурапи был записан за несколько сот лет до времён Моисея (ок. 1500 – 1400 гг. до н.э.)… Этот свод законов периода 2000 – 1700 гг. до н.э.

содержит передовые законы, подобные тем, из которых состоит Закон Моисея… Ввиду этого археологического доказательства деструктивная критика не может более настаивать на том, что законы Моисея слишком передовые для своего времени (Джозеф Фри и Говард Вос, 1992 г., Археология и история Библии, 103, 55).

Законы Хаммурапи среди прочих находок древней письменности, бесспорно, установили, что письменностью пользовались за сотни лет до Моисея. Этот факт настолько хорошо подкреплён археологическими находками и историческими подтверждениями, что только нечестный или дезинформированный критик Библии будет прибегать к этому доводу.

Сходства и различия между Кодексом Хаммурапи и Законом Моисея

Ещё одному неправильному использованию критиками Библии Законов Хаммурапи против Закона Моисея послужили сходства между этими двумя системами. Поскольку было установлено, что данный Свод Законов предшествовал по времени Закону Моисея, то Моисея обвинили в списывании у Хаммурапи или, как минимум, в заимствованиях из его законов.

Это правда, что Кодекс Хаммурапи и Закон Моисея содержат много сходств. Однако большинство из этих сходств заканчиваются темами, к которым они обращаются. Конкретный подход в решении вопросов если не совершенно противоположен, то, в большинстве случаев, существенно отличается.

Библейские критики часто указывают на принцип равного возмездия в Кодексе. Статьи 196, 197, 199 устанавливают: глаз за глаз, сломанная кость за сломанную кость и зуб за зуб, соответственно. Однако в трактовке наказания Кодекс по-разному относится к рождённым свободными, к тем, кого освободили, и к рабам.

Тождественность наказания за совершённое преступление применяется только к рождённым свободными. В случае же нанесения вреда человеку, который стал свободным, закон обязывал уплатить эквивалент одной золотой мины, а если это был раб, то обидчик должен был заплатить хозяину половину стоимости этого раба.

Ничего не упоминается о рабе, который получил увечье от своего хозяина, однако в Законе Моисея предусматривалось освобождение раба, который получил такие повреждения (Исх. 21:26-27).

Закон устанавливал, что «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15). В сравнение и противоположность этому Кодекс предписывал следующее: «Если сын ударит своего отца, ему следует отрубить руки» (статья 195).

Многочисленные сравнения могут быть сделаны между Кодексом Хаммурапи и Законом Моисея. Некоторые из законов совершенно одинаковы, и эти сходства поразительны. Возможным объяснением этого может быть гражданская и моральная составляющие Божьего Закона, передававшиеся из уст в уста патриархами.

Так же, как существуют сходства между Законом Моисея и Законом Христа в их моральных принципах, нас не должно удивлять обнаружение сходств с гражданскими и моральными аспектами Патриархального Закона в письменных сводах законов древних культур; несмотря на то, что эти культуры развратились и, как Хаммурапи, стали приписывать авторство законов своим идольским божествам.

Объяснение обычаев, существовавших у патриархов до времен Моисея

Вероятно, наиболее ценным аспектом Свода Законов Хаммурапи является освещение им обычаев, которые были в тех патриархальных культурах. Хотя Авраам жил незадолго до времён Хаммурапи, насколько возможно об этом ныне судить, другие древние письмена подтверждают, что многие из обычаев, которые Хаммурапи внес в свой свод законов, широко практиковались в патриархальных культурах.

К примеру, Авраам смирился с ситуацией, что Елиезер из Дамаска «домочадец мой (т. е. сын одной из его рабынь) наследник мой» (Быт. 15:2-3).

Это заявление соответствует практике усыновления, что прописана в Законах Хаммурапи и других, более древних кодексах.

Потому в сознании Авраама усыновление ребёнка, рождённого от одной из его рабынь, представлялось приемлемым в его культуре решением того Божьего обетования, которое было записано в Бытие 16:2-3.

К тому же то, что Сара, Рахиль и Лия настаивали, чтобы их мужья через их служанок рождали им детей (Быт.

16:1сс; 30:1сс, 9сс), совпадает с их культурными обычаями, которые описаны в статьях 144 по 146 Законов Хаммурапи.

Из записанного в этом Кодексе становится очевидным, что данная практика была распространена ещё до Хаммурапи, а законы Хаммурапи просто защищали права всех вовлечённых в эти отношения сторон.

Статьи 159-161 этого Свода Законов касаются справедливого возвращения «калыма», уплаченного за невесту, в случае, если жених или тесть передумали по поводу женитьбы.

Хоть и с некоторыми различиями, но практика выкупа или вена согласуется с тем, что мы находим в Бытие 24:10, 53, где слуга Авраама отправился на поиски будущей жены Исаака со «всяческими сокровищами господина своего», которые он передал Ревеке, её матери и брату.

Практика «выкупа», даваемого отцу невесты, особенно явно представлена в случае Иакова, когда у него не было имущества для «выкупа» и он работал на Лавана дважды по семь лет, чтобы собрать «выкуп» за каждую из дочерей Лавана, Рахиль и Лию.

Заключение

Археологические находки предоставляют захватывающую информацию, которая укрепляет нашу уверенность в достоверности библейских повествований.

Вероятно, самым поразительным, как показывает пример ранних лет жизни Авраама, является то, как древние культуры пытались приспособить Божье откровение к своим культурам, вместо того чтобы положиться на Божье обетование.

Прошли тысячи лет, но человек продолжает совершать те же ошибки. Однако, подобно Аврааму, мы сможем принять Божью благодать и Его благословения, если целиком доверимся Его слову.

Источник: https://www.rubible.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8-%D0%B8-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F/

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

  • История законов царя Хаммурапи
  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов царя Хаммурапи

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.

    В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

    Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена.

    Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка.

    С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика законов Хаммурапи

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

    Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Основные законы Хаммурапи

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Законы Хаммурапи, видео

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/zakonyi-tsarya-hammurapi/

    Законы хаммурапи

    Виды договоров по закону хаммурапи название и все о нем

    Законы Хаммурапи — один первых сводов законов человеческой цивилизации, памятник древнего мира и источник знаний о быте, устройстве общества и порядках наших предков.

    На реках Вавилонских

    Давным-давно, в месте, где реки Евфрат и Тигр ближе всего подходят друг к другу, стоял прекрасный город Вавилон – столица великого Вавилонского царства.

    Легендарный город Вавилон, он пережил многочисленные набеги, захваты, перенес неоднократные разрушения, и окончательно опустел во II столетии. Но такова была сила Вавилона, что слава о нем сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить город в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

    Я — хаммурапи, царь совершенный

    Люди, даже мало интересующиеся историей, все равно что-то да слышали о Хаммурапи. Хотя даже специалисты знают о нем доподлинно очень мало. Точно известно только, что он – самый успешный из вавилонских царей, который правил страной 43 года.

    В начале правления его государство было весьма скромным, и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км.

    Но всю жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона.

    А к концу правления Хаммурапи был единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

    Справедливость Хаммурапи

    Наряду с военными победами, Хаммурапи прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Начало его царствования ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

    “Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я – пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью”.

    Хаммурапи придавал большое значение хозяйственным делам, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы. Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

    Стела со сводом законов

    Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на стеле высотой в 2,25 метра из чёрного диорита. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

    Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл, которые символизируют справедливость и правоту.

    Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти.

    Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

    Стела была установлена на главной площади как напоминание горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Подобные стелы были и в других частях государства. Сам текст законов распространялся среди подданных на глиняных табличках.

    “Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя -законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи — владыка, который для своего народа как бы отец во плоти…доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».

    Спустя 600 лет во время одного из набегов на Вавилон стела в качестве военного трофея была вывезена в Сузы, где позднее ее обнаружили археологи.

    Какие законы ввел Хаммурапи?

    Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк.

    До нас дошли только 247 записей из 282, поскольку остальные были стерты с течением времени. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.

    Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить.

    Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью.

    Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

    В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз. В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

    Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.

    Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя.

    Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

    Вы также можетезадать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

    Задать вопрос юристу

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/prsvt_ru/zakony-hammurapi-5cef88810b209800af2a5802

    Адепт в юриспруденции
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: