Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

Содержание
  1. Нужно ли школьнику делать
  2. Что говорит закон
  3. Задавать или не задавать?
  4. Что такое отдых?
  5. Еще интересные идеи
  6. Заниматься все же необходимо
  7. Как лучше заниматься летом
  8. Будьте счастливы при любой возможности!
  9. Домашнее задание на выходные в начальной школе закон 2020
  10. Урок на дом
  11. Учителям велели не перегружать детей домашними заданиями
  12. Можно ли ставить двойки за задания на каникулы?
  13. Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на каникулы
  14. Пятидневка в школах в 2020 году
  15. О домашних заданиях школьникам
  16. Что должен помнить родитель ученика начальной школы
  17. Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений
  18. Права учителя в школе: изучаем законы
  19. На что учитель имеет право?
  20. На что учитель не имеет права?
  21. Домашнее задание на каникулы — законно ли это?
  22. А на каникулы нам задали весь учебник..
  23. Законодательство о каникулах
  24. Так можно давать задания на каникулы или нет?
  25. Все хорошо в меру
  26. Домашние задания в школе законом не предусмотрены!
  27. Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?
  28. Вечер в семье – время для радости, а не для домашних заданий
  29. О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании
  30. Что ребенок должен делать дома
  31. Об отношении российского государства к образованию
  32. Как строится домашняя работа школьников в других странах
  33. Можно ли задавать домашнее задание на выходные
  34. Ответы юристов (1)
  35. Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?

Нужно ли школьнику делать

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

После трудного периода дистанционного обучения наконец-то наступили летние каникулы. Каникулы – это время для отдыха.

Очень часто учителя (особенно начальных классов) задают на лето несколько десятков упражнений по русскому языку и номеров по математике, а также предупреждают об обязательном ведении читательского дневника.

Яндекс.Картинки

При этом часто ребята приносят выполненное в первую неделю сентября, а учитель выставляет отметку за работу в летние дни. Разберемся, насколько правомерно задавать домашние задания на лето и необходимо ли вообще заниматься летом?

Что говорит закон

В 31 статье Конвенции о правах ребенка (1989 года) заявлено о том, что каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. То есть в этом документе напрямую записано, что на каникулах дети должны отдыхать, а не учиться, играть и развлекаться, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

В каждой школе формируется Календарный учебный график, где обозначены каникулярные периоды.

В законе «Об образовании в РФ», в 34 статье оговорено, что каникулы – это академическое право обучающегося, плановые перерывы во время обучения для отдыха в соответствии с календарным учебным графиком.

Во время каникул школа может организовывать спортивные мероприятия, занятия по курсам внеурочной деятельности, но ребенок имеет право не посещать эти мероприятия.

Таким образом, если ребенка обязывают заниматься летом, это является нарушением. Любые задания должны носить только рекомендательный характер.

Задавать или не задавать?

Прямого запрета на домашние задание в каникулы нет ни в одном документе, который регламентирует организацию учебного процесса. При этом еще в 1999 в письме Министерства общего и профессионального образования РФ указывается на недопустимость перегрузок учащихся начальной школы в выходные и каникулярные дни. Именно поэтому на выходные в начальной школе домашних заданий не задают.

Что такое отдых?

Отдых – это такое времяпрепровождение, цель которого – восстановить силы, чтобы организм был работоспособен. Но отдыхом сложно назвать сидение перед компьютером или на диване перед телевизором.

Отдыхать дети должны, активно двигаясь на свежем воздухе, путешествуя с родителями, наполняясь новыми впечатлениями.

Сидение за столом перед тетрадками и учебниками (в то время, как одногодки гоняют мяч во дворе) вряд ли позитивно скажется на отношении к школе.

При этом мы настаиваем, что заниматься обязательно нужно, лучше каждый будний день, не более 15 минут в день.

Еще интересные идеи

Один итальянский учитель Чезаре Ката предложил для выполнения своим ученикам 15 заданий на лето. В их числе, например, такие задания: много читать, перечитывать конспект уроков, танцевать, не стесняясь, смотреть хорошие фильмы, заниматься спортом, не ругаться, быть вежливым. Замечательные идеи, которые можно взять на вооружение!

Заниматься все же необходимо

Потому что наша память устроена удивительным образом. Память – это не только запоминание, сохранение и воспроизведение. Это еще и забывание. Все учили стихи.

И знаете, что очень часто уже через месяц трудно припомнить без запинок то произведение, за которое получили «5». При этом многократное повторение материала позволяет прочно запомнить информацию.

Любой учитель подтвердит, что после каникул (и не только летних) дети приходят, будто чистый лист.

Яндекс.Картинки

Именно поэтому много учебного времени в начале года отводится на повторение пройденного материала. Так почему бы не помочь своему ребенку не забыть то, чему учился? Тем более, что в сентябре школьникам придется написать всероссийские диагностические работы. Можем предложить несколько советов о том, как это можно сделать.

Как лучше заниматься летом

Конечно, лучше мотивировать ребенка заниматься летом. Если заставлять учиться, то ни к чему хорошему это не приведет. Никакого принуждения.

Лучше дать старт занятиям в середине летних каникул. Многие ребята начинают скучать по учебе к этому времени, и этим обстоятельством можно умело воспользоваться. Проявляйте готовность помочь в решении трудной задачи.

Можно договориться о том, в какое время и какой объем заданий нужно выполнять.

Сейчас для каждого класса можно найти комплексные задания, где в одно занятие собраны несколько предметов, а также есть задания для развлечения или развития мышления.

Занимайтесь не более получаса в день и лучше в первой половине дня. Включайте задания на развитие мышления и логики. Решение ребусов и головоломок, тестов тоже прекрасное времяпрепровождение.

Обычное чтение можно разнообразить с помощью аудиокниг, когда ребенок будет следить по тексту за чтением диктора. Читать лучше ежедневно. Проявите интерес к тому, что читает ребенок, попросите его рассказать о том, что он прочел, задайте несколько вопросов, поразмышляйте о прочитанном вместе.

Будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале “Обучение PRO“.

Источник: https://zen.yandex.ua/media/obucheniepro/nujno-li-shkolniku-delat-obiazatelnye-letnie-zadaniia-5ee8628a2802463bcd513ccd

Домашнее задание на выходные в начальной школе закон 2020

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

Отдельно в документе стоит пункт по первоклашкам.

«В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий»

, — подчеркивается в нем. До конца общественного обсуждения осталось всего 13 дней.

Как рассказали «РГ» в министерстве, за последнее время к ним поступило много жалоб родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению.

Согласно этим требованиям, выполнение домашнего задания не должно превышать во 2 — 3 классах 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа (в астрономических часах). Эти же цифры приводятся в приказе Минобразования.

Урок на дом

Проблемы с «домашкой» действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе .

Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.

Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.

— Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация.

В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю.

Учителям велели не перегружать детей домашними заданиями

— В свое время мы перешли на пятидневку именно из-за того, чтобы разгрузить детей и дать им лишний выходной, — говорит директор школы 17 Брянска Ирина Голикова. — Домашнее задание у нас, конечно, есть.

Но учителя стараются на выходные дни задавать как можно меньше.

Вторая смена в этой брянской школе, а это 6-8-е классы, начинается в два часа и длится до семи часов вечера. Так что уроки дети обычно делают утром.

В выходные — внеурочка, иными словами, те самые 10 часов внеурочной деятельности — занятия в кружках, секциях, предусмотренные стандартом.

Можно ли ставить двойки за задания на каникулы?

вот тоже интересно, где это прописано.

Сегодня, в первый же день получил 2 двойки и предупреждение, чтобы хороших оценок в четверти не ждал. И это при том, что домашку делал, но все всю, т.к. не взял учебник с тестами из школы.

Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования1. Обучающимся предоставляются академические права на:.11) каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; КоАП РФСтатья 5.57.

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на каникулы

Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации).

Пятидневка в школах в 2020 году

Ни для кого не секрет, что в России.

Как и во многих других странах, есть школы, работающие по 5-тидневному графику и школы, в которые необходимо посещать 6 дней в неделю.

Быть или не быть шестидневке? Над решением этого вопроса на протяжении многих лет работ психологи, педагоги и ученые, но еще более активно эта тема обсуждается в родительских кругах.

Скажем прямо – перспектива рано вставать в свой законный выходной, что бы собрать ребенка в школу, да еще и необходимость корректировать свои личные планы с учетом работы учебного заведения нравится далеко не всем родителям.Так что же ждет нас относительно пятидневок в 2020 учебном году?

Давайте разбираться.Отменят ли шестидневку в ближайшее время?Известно, что существует несколько петиций, собравших большое количество подписей с просьбой о пересмотре графика работы школ с установленным 6-тидневным графиком. Но и в 2020 учебном году график

О домашних заданиях школьникам

Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю.

Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день: • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры); • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры); • для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно; • для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

Что должен помнить родитель ученика начальной школы

3.

На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования России от 20.02.1999 № 220/11-12

«О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»

, в котором зафиксировано, что «Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник» (п.9). Также нельзя задавать домашние задания на праздничные дни.

4. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более 1,5 кг, 3-4-х классов — более 2 кг. 5.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий. 6.

Оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников, том числе и в дневниках обучающихся,

Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом: (далее — СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований.

Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа). Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.

Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Источник: https://pallada-sar.ru/domashnee-zadanie-na-vyhodnye-v-nachalnoj-shkole-zakon-2019-46046/

Права учителя в школе: изучаем законы

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

“Вы не имеете права выставлять меня с урока, ставить оценку в журнал за поведение и задавать домашнее задание на каникулы!” — возмущённо заявляет мне ученик. И это абсолютная правда. Вы не знали?

В законе “Об образовании” прописаны права, обязанности и запреты для школьного учителя. В этой статье мы разберём, что преподавателю можно делать в школе, а что нет.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”. Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права.

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

  • Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.
  • Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные. Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых. Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей. Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

У вас есть права, а не только обязанности!Анастасия Пирогова

Источник: https://zen.yandex.com/media/skyteach/prava-uchitelia-v-shkole-izuchaem-zakony-5edf426a344df676e125512d

Домашнее задание на каникулы — законно ли это?

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

Зачем человеку каникулы? Затем, чтобы отдохнуть! Но не все учителя так считают, и задают домашние задания.

Во всех российских школах начались зимние каникулы, которые по времени совпадают с новогодними каникулами для взрослых. Поэтому, отдыхать будут и школьники, и их учителя, и родители. Правда, как оказалось, некоторые учителя хотят отдыхать единолично, как в печально известном анекдоте:

Звонок в 3 часа ночи:— Марья Ивановна, это папа вашего ученика Васи Петрова. Вы спите?— Сплю, конечно!

— А мы математику учим!

А на каникулы нам задали весь учебник..

Домашние задания, которые задали на каникулы в некоторых классах превосходят все мыслимые и немыслимые пределы. А ведь первоначально, на родительском собрании, учителя обещают задать совсем немного, только чтобы дети были в тонусе и не забыли того, чему научились. Кстати, больше всего такая практика распространена в начальной школе.

В итоге второклассники, третьеклассники и четвероклассники получают по 50 номеров по математике и с десяток упражнений по русскому языку, несколько проектов по окружающему миру. А ведь еще нужно книги читать по списку.

Вот посмотрите, какой перечень заданий по математике был задан ученикам 4-го класса (в котором учится мой сын):

Дополнительно к этому заданы упражнения по русскому языку, которые, как и номера по математике нужно решить на оценки в отдельных тетрадях по 24 листа. То есть учительница отлично понимает, что на 12 тетрадных листов выполнение ее задания не поместится.

Но ведь и дети, и их родители тоже хотят отдохнуть полноценно — сходить на елки, покататься на коньках, поиграть в снежки и поздравить всех родных и друзей. Да и мозг ребенка тоже должен получить полноценный отдых от ежедневных школьных нагрузок.

Так для чего же нужны каникулы? Для отдыха или для учебы? И законно ли так загружать школьников в их законное время отдыха?

Законодательство о каникулах

В силу Федерального закона 273-ФЗ каникулы являются академическим правом всех обучающихся. В соответствии с законодательством каникулами называются плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии календарным учебным графиком.

В каникулы школа может осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся, организовывать физкультурно-спортивные лагеря, тренировочные сборы и спортивные соревнования. При этом у учеников в силу ч. 4 ст. 34 есть право как посещать такие мероприятия, не предусмотренные учебным планом, так и не посещать их.

Значит у школы есть право привлекать к любой деятельности в каникулы только с согласия их законных представителей или самих учеников (с 14 лет).

Из этих правовых норм можно сделать вывод, что возложение на учеников обязанности по освоению в каникулярное время общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий можно рассматривать как нарушение.

Кроме того, существует еще и такой документ, как СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которым не только ограничено время на выполнение домашнего задания для учеников каждого класса, но и установлено требование к времени их отдыха в выходные и каникулярные дни.

Ну и, наконец, существует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31 которой закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Так можно давать задания на каникулы или нет?

Прямого запрета в законодательстве на это нет. Но есть уже довольно старое (но действующее) письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02. 1999 г.

№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором указано на недопустимость домашних заданий на выходные и каникулярные дни.

Поэтому, если учитель их задает, его действия, при желании, можно рассматривать, как незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся. За такие действия даже предусмотрена административная ответственность по статье 5.57 КоАП РФ.

Все хорошо в меру

Конечно, на каникулах нужно отдыхать.Как детям, так и их родителям, ведь выполнение домашних заданий в начальной школе без них обходится редко. Но и забывать полученные знания тоже не нужно.

Поэтому, важно найти золотую середину в этом вопросе. Например, заниматься по специальной тетради, разработанной по ФГОС и содержащей комплексные упражнения по всему курсу.

Или выполнять по паре упражнений из учебников раз в несколько дней.

Но, если дети будут на каникулах проводить за уроками столько же времени, сколько в обычные школьные дни, то полноценного отдыха у них не получится. И как они смогут выдержать учебную нагрузку в самой длинной третьей четверти, остается вопросом.

А как думаете вы? Задали ли вашим детям домашнее задание на каникулы?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/domashnee-zadanie-na-kanikuly--zakonno-li-eto-5c2755a95d92d200abad7d10

Домашние задания в школе законом не предусмотрены!

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания Lentachel.ru. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема «Как сделать учебу в школе интересной».

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт.

Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны.

Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования.

Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77, напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования – Прим. ред.) и ВПР (всероссийские проверочные работы) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР – не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.

Вечер в семье – время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! – пишет женщина. – Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание.

Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер – это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, – уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле.

«Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, – констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных.

– Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам.

Ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно, не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».

«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, – вспоминает Лукиных. – Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось.

Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес.

Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях.

Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.».

С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить.

И о получении серьезных знаний, которые пригодятся в дальнейшем, тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».

Кстати, в советские времена многие задавали тот же вопрос.

Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников.

Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно? Кстати, тут возникает и другой вопрос – а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».

О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей, говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому – победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.

На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса).

Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента.

Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий – ребёнок не развивается, слишком сложный – он не осваивает даже то, что мог бы.

Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой – не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б.

Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего.

Но в нашем классе (подчеркну – незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».

Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

– после прихода ребёнка любого возраста из школы он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

– приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

– после выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.

Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги.

Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек».

Извините, ничего этого у нас нет».

Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.

Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада и др.

) – на домашние задания уходит еще меньше – 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия – в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается.

Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов.

В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должное внимание, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран.

О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе.

В одной из публикаци «Комсомольской правды» пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить.

Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила еще более 60 лет назад наш, отечественный специалист.

Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, – это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе – первый краеугольный принцип нашей системы – школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 – 6 часов в день!), а остальное время – на лично выбранное дополнительное образование», – вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово» на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю.

Максимум, что можно успеть в этих рамках, – дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов.

Вот только вопрос – нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

Источник: https://lentachel.ru/news/2017/10/16/domashnie-zadaniya-v-shkole-zakonom-ne-predusmotreny.html

Можно ли задавать домашнее задание на выходные

Закон о том что нельзя задавать домашнее задание на выходные

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,

в 4 — 5 классах — 2 ч.,

в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Может ли учитель задавать домашнее задание на каникулы?

Дескать «делать вам все равно нечего, так вот и сидите над учебниками». Мы же ведь все роботы, не устаем в течении 5-6 учебных дней с практически отсутствием свободного времени, ибо и тогда домашнего задания выше крыши, стало быть, и отдыхать нам не за чем.

08 Ноября 2015, 00:28 Дмитрий, г. Москва

Ответы юристов (1)

Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Является ли нарушением прав на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы?

Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся.

Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ).

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона 273-ФЗ).

Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст.

34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации).

Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей.

Исходя из данных правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планами) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП РФ.

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?

Обеспокоена тем, что ребенок не может отдохнуть от уроков даже в выходные. Есть ли какие-нибудь официальные ограничения учебной нагрузки в школах России?

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут. Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя «для закрепления» задают на дом.

Да, это тяжело для детей, но вспомните наши школьные годы! Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. Причем не было никаких регламентов и требований. В общем, это дело каждого ученика и его родителей — делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к.

это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

Источник: https://sudsistema.ru/category-24/mozhno-li-zadavat-domashnee-zadanie-na-vihodnie.php

Адепт в юриспруденции
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: